«И пусть буржуи мечутся в бессильной злобе…»

Сегодня "снижение цен" означает распродажу. А в апреле 1953 года это словосочетание стало эпохальным событием: Совет Министров СССР и ЦК КПСС объявили о снижении государственных розничных цен на продовольственные и промышленные товары.

О том, как это было, на основе архивных документов рассказывает начальник отдела ГКУВО "ЦДНИВО" Наталия НАСОНОВА.

"Мы благодарны партии..."

О том, как трудящиеся Сталинграда восприняли правительственно-партийную акцию, в обком партии сообщали ответственные «товарищи с мест». По словам секретаря горкома КПСС, «после передачи по радио сообщения о новом снижении цен на предприятиях, в общежитиях стихийно началось оживленное обсуждение. Радостные возбужденные лица повсюду. Чувство глубокой благодарности Центральному Комитету Коммунистической партии и Советскому правительству, любовь к Родине, гордость за свое социалистическое государство звучат в каждом слове людей труда, науки, культуры и искусства».

Люди труда, в частности рабочие тракторного завода, подсчитали, что появилась возможность ежемесячно покупать продуктов и товаров на 20?% больше, покупательная способность возрастет в среднем на 400 рублей в месяц. Работница завода «Красный Октябрь» высчитала, что в результате снижения цен ее бюджет в 1953 году возрастет на 1400 рублей, что даст ей возможность приобрести радиоприемник.

Уже 1 апреля к моменту открытия у магазинов собралось большое количество покупателей. По словам одного партийного руководителя, «заходя в магазин, население с радостью всматривается в этикетки, где поставлены новые цены».

Лимоны сметали с прилавков

Большим спросом пользовались трикотажные изделия, модельная обувь, шерстяные ткани, детские товары. Со снижением цен, по данным партийных органов, у населения «значительно возросла потребность» в приобретении мебели, пианино, мотоциклов, велосипедов, радиоприемников, фаянсовой и хрустальной посуды.

Из продовольственных товаров особым спросом у сталинградцев пользовались мясо, рыба, консервы, крупы, кондитерские изделия производства фабрик Москвы и Ленинграда и почему?то особенно – цитрусовые. Последних за два часа продано в пять раз больше, чем за целый день марта! Универмаг в течение 1 апреля продал населению товаров в два раза больше, чем среднедневной оборот марта.

Снижение государственных розничных цен в первые два дня оказало влияние на рыночные: говядина подешевела на 4 рубля, свинина на 3 руб. 50 коп., картофель на 75 коп. Однако отдельные трудящиеся все же высказывали пожелание, чтобы правительство приняло такие меры, которые заставили бы колхозный рынок активно реагировать на снижение цен.

Догнать и перегнать

Воодушевленные снижением цен коллективы предприятий давали обязательства «повысить, дать сверх плана, перевыполнить» и т. д. Бригада каменщиков одной строительной организации, благодарная партии и правительству за неустанную заботу, приняла на себя обязательство выполнить апрельский план на 150?%.

Как сказал бригадир каменщиков, «мне и моим товарищам по работе сегодня особенно радостно трудиться. Хочется кричать о той благодарности, которая исходит из самой глубины наших сердец».

Одна из бригад завода «Красный Октябрь», систематически не выполнявшая суточных заданий, 1 апреля работала с повышенной энергией и перевыполнила план на 15?%. Сталевар мартеновского цеха заявил: «В ответ на заботу о нас я буду еще больше трудиться, чтоб дать любимой Родине больше проката».

Рабочие судоверфи взяли обязательство дать в апреле сверх плана пять нефтекачалок. Слесарь вагонного депо станции Арчеда обязался ежедневно выполнять норму выработки не менее чем на 200?%!

Портреты вождя стали дефицитом

Снижение цен было признано «могучим ударом по врагам нашей Родины». На собраниях трудящихся активно распространялся тезис о том, что «в капиталистических странах материальное положение трудящихся ухудшается с каждым днем. Задыхающиеся в тисках надвигающегося экономического кризиса империалисты стран капитала, и в первую очередь США, ищут выхода в новой мировой войне против СССР. Для этого они ведут наступление на жизненный уровень трудящихся».

Но не обошлось и без оргвыводов. В первый день после опубликования постановления в некоторых магазинах имели место существенные недостатки. На это обращала внимание партия, собирая жалобы граждан.

Так, в Сталинграде галантерейный отдел Ворошиловского универмага не работал, в некоторых торговых точках не было оберточной бумаги – масло заворачивали в разные клочки бумаги, прейскуранты старых цен не были заменены новыми.

Имели место и случаи продажи овощей по старым ценам. Кроме перечисленного, имеются данные о том, что многие трудящиеся высказывали недовольство тем, что в книжных магазинах нет в продаже портретов товарища Сталина…

Поделиться в соцсетях