И УЧИТЬ, И ВОСПИТЫВАТЬ

Даже если ты живешь в сельской глубинке, у тебя все равно есть реальный шанс поступить в самый престижный российский вуз. В этом году, например, 73% выпускников Новониколаевского района по результатам ЕГЭ были зачислены в высшие учебные учреждения нашей страны. А из 26 вчерашних одиннадцатиклассников Новониколаевской средней школы № 2 студентами вузов стали 25! Вот вам и сельское образование. Наш собеседник – председатель комитета по образованию администрации Новониколаевского муниципального района Петр Митяшов.

– Да, Петр Викторович, наверное, такими ребятами можно гордиться.

– Можно. Они действительно молодцы. В этом году у нас значительно увеличилось количество участников ЕГЭ, получивших средний (более 60) и высокий балл (более 80). В районе есть даже стобалльник по русскому языку!

Радует и то, что одновременно снижается количество выпускников, не сдавших ЕГЭ. Если в Волгоградской области в целом за последние три года почти в два раза увеличилось количество ребят, не сдавших один из обязательных предметов, то в нашем районе происходит уменьшение: с 4% до 0 по математике и с 3 до 1% по русскому языку. Средний балл выпускников профильных классов по русскому языку – 72 (такой результат дают не все городские гимназии, специализирующие на предметах гуманитарного цикла!), по математике – 58, обществознанию – 61. Это наглядное свидетельство того, что изучение предметов по программам профильного уровня и шестидневный режим работы профильных школ себя полностью оправдывают.

– На федеральном уровне все ведут речь о том, что понятия «обучение» и «воспитание» нет смысла разделять. Вы согласны?

– Полностью. Где говорят, что некогда заниматься воспитанием, поскольку надо выполнять учебный план, там не будет результата и в обучении. Статистика же упряма: чем чаще ученик участвует в разных конкурсах и проектах, тем выше его успеваемость.

Вот мы в этом году выпустили первый номер «Книги почетных выпускников Новониколаевского района 2012 года». У 17 золотых и серебряных медалистов, у юных победителей предметных олимпиад «послужной список» оказался так велик, что часто не умещался на одной странице!

– Откуда же такие замечательные результаты?

– Думаю, все дело в том, что в районе уже в течение ряда лет формируется особая образовательная система, особый алгоритм проведения масштабных мероприятий. В основе системы – если не соединение, то максимальное сближение обучения и воспитания.

К примеру, Дуплятская школа более пяти лет работает с так называемым казачьим образовательным компонентом. Здесь ежегодно проводится районная военно-патриотическая игра «Казачья слава». В СОШ № 1 ученики занимаются углубленным изучением информатики, и именно в этой школе была организована первая районная сетевая игра «Моя информационная культура».

СОШ № 3 работает с гимназическим (гуманитарным) компонентом, потому там проводится районный фестиваль читателей. СОШ № 2 системно занимается вопросами духовно-нравственного воспитания, реализует авторские образовательные программы, поэтому там проходят Рождественские недели, ученическая научно-практическая конференция, работает «Школа молодого учителя». Сельская Куликовская школа у нас всегда была одной из самых спортивных. Акцент там делают на зимних видах спорта и регулярно проводятся соревнования «Лыжня России».

– Я слышала, что в районе большое внимание уделяется поддержке талантливых и одаренных детей. Как конкретно поддерживаете?

– Системно – и это, считаю, главное в работе с талантливыми детьми. Так, например, у нас второй год вручается премия главы района ученикам старших классов в номинациях «Исследовательская деятельность», «Творчество» и «Спорт». Принята районная целевая программа «Развитие и поддержка талантливых детей». Мы начали выпускать «Книгу почетных выпускников», о которой я уже упоминал. Делается это для поднятия престижа успешных учеников. Сегодня они – наш генофонд, и мы очень хотим хотя бы частично вернуть их в район.

А с сентября у нас начнется реализация регионального эксперимента «Воспитательная среда как фактор развития личности» по работе с творческими детьми. Уверен: это будет не только интересно, но и продуктивно. Наши учителя не боятся экспериментировать, не боятся нового. Для повышения их профессионального мастерства в районе продолжительное время действовало 5 областных экспериментальных площадок.

Между прочим, у нас и педагоги детских садов, и их маленькие воспитанники в последние годы проявляют большую активность. Они тоже участвуют в олимпиадах, профессиональных конкурсах и выставках творческих работ.

– Творчеством-то педагогам и детворе есть где заниматься? Как в районе укрепляют материально-техническую базу образовательных учреждений? Есть ли на это средства?

– Есть. Образовательные учреждения участвуют в федеральных и областных целевых программах, а, кроме того, серьезную поддержку им оказывают районные власти из муниципального бюджета. При распределении средств мы руководствуемся не только принципом необходимости, но и принципом их концентрации: решаем масштабные задачи в двух-трех учреждениях – идем дальше. Там, где средства «размазываются», результата не видно ни педагогам, ни детям.

В прошлом году наши школы как участники федерального проекта модернизации образования получили два транша. Первый – 4,47 млн рублей был направлен на ремонт столовой Мирной школы, рекреации СОШ № 2 и на приобретение различного оборудования в шесть школ. Средства второго транша (14,42 млн рублей) пока в полном объеме не израсходованы. Но на них мы уже успели обновить кровлю и начать ремонт спортзала в Мирной школе. Приобретаются два автобуса для двух сельских школ. Для Верхнекардаильской школы планируется модуль газовой котельной, будут частично отремонтированы две школы в райцентре. Лабораторное оборудование и компьютерную технику получили Дуплятская и Верхнекардаильская школы, сейчас ждет его наш ресурсный центр – СОШ № 2. И 150 тыс. рублей были направлены на курсовую подготовку учителей математики и начальных классов всех 12 средних школ.

– В этом году в Волгоградской области 62 малокомплектные школы прекратили свое существование. Новониколаевский район внес свою лепту в грустную статистику?

– Нет. Но для сокращения неэффективных расходов в системе образования в районе сделано много. В частности, мы сократили в школах численность техперсонала, укрупнили классы. И на этом в процессе реорганизации, думаем, стоит остановиться. Сейчас остро стоит вопрос пустующих помещений образовательных учреждений. Не редкость, к сожалению, когда в школе, рассчитанной на 700 учеников, учится около 100, и при этом два, а то и три этажа отапливаются, ремонтируются. Мы ищем разные пути, чтобы средства на содержание образовательных учреждений использовались более рационально. Один из них – использование части свободных помещений для дошкольных групп. Первый шаг в этом направлении – попробуем включить Алексиковскую школу в программу по реконструкции зданий для размещения в неиспользуемых помещениях групп дошкольного возраста. А если говорить в целом, то проблем, конечно, немало. Но кроме нас их никто не решит и мы готовы это делать. Самое главное – учебный год наконец-то начался, и впереди у педагогов и их воспитанников много нового, интересного и полезного.