И в подъезде чисто, и на душе светло

Дмитрий Юрьевич Завьялов – заместитель председателя комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области, начальник управления межбюджетных отношений. В системе местного самоуправления в Волгоградской области особое место занимают территориальные общественные самоуправления – ТОСы. О финансовой основе этой работы мы и побеседовали с экспертом «ВП».

Дмитрий Юрьевич, наш регион является показательным среди других в развитии системы общественного самоуправления. ТОСов уже около двух тысяч, они охватывают население свыше миллиона человек. Но, подчас, сами активисты ТОС теряются – какое место в структуре управления им отведено?
– ТОСы – это некоммерческие хозяйствующие субъекты, им принадлежит главная роль в решении задач привлечения граждан к участию в местном самоуправлении. Да, действительно, на заре становления ТОС было много «белых пятен» в законодательстве, но ряд ТОСов, имея в своем составе людей неравнодушных и деятельных, самостоятельно благоустраивали территории, решали вопросы водоснабжения, освещения, вывоза мусора, развития детских площадок.
Что сегодня составляет доходную часть ТОСа?
– Во-первых, это, конечно, премия за участие в областном конкурсе «Лучший ТОС». В последнее время значительно увеличена сумма на премирование ТОС. Благодаря региональной целевой программе она составит сумму около 400 миллионов рублей. Для сравнения – общий фонд конкурса в 2011 году составлял 230 миллионов. Положительная практика Волгоградской области – навстречу «общественникам» идут и муниципалитеты, а также это и добровольные пожертвования граждан, юридических лиц.
Кроме «конкурсной» системы взаимоотношений, может ли, к примеру, администрация района или поселения заключить договор с ТОСом на выполнение работ?
– Да, и эта практика широко применяется. Но, акцентирую, общественное самоуправление – не коммерческий подрядчик. Все привлеченные средства можно тратить только на решение вопросов местного значения по месту нахождения ТОСа. Одна из целей работы ТОСов, исходя из их уставной деятельности – благоустройство территории. ТОСы как форма социального института пришли к нам из Европы, США. Там, например, удаленные поселения быстро и сообща решают небольшие хозяйственные задачи.
То есть главное отличие ТОСа от администрации: органы МСУ обязаны это делать, а ТОС – как будет решено на общем собрании жителей?
– Совершенно верно! Все те моменты, которые относятся к вопросам местного значения, в первую очередь решают муниципалитеты. А граждане, образовавшие ТОС, сами решают, какие вопросы для них – первостепенного значения, какие задачи им решить по силам.
А как быть с теми случаями, когда ТОСы-миллионеры так активно работают, что способны отщебенить, к примеру, дорогу и потратить на данную работу сумму, превышающую 100 тысяч рублей. Обязаны ли они в таком случае проходить процедуру конкурсного подбора подрядчика?
– 94-й Федеральный закон, который предусматривает процедуру проведения конкурса при выборе подрядчика, касается только муниципальных и государственных структур. К ТОСу этот закон не применим. Соответственно, любой ТОС, при наличии средств, имеет право выбрать ту фирму, которая покажется гражданам серьезной для проведения ремонта, или, что чаще бывает, выполнить работу силами членов ТОСа. Лучший контроль органов ТОС – сами жители. На каждой улице, в каждом доме всегда найдутся неравнодушные граждане, которые по-хозяйски рассудят: этот асфальт кладут быстро и качественно, а вот здесь – очередной долгострой. Любой житель ТОС может поинтересоваться у председателя, как расходуются средства, находящиеся на счету некоммерческой организации.
Часто председатели ТОС жалуются, что нечем платить заработную плату бухгалтерам. Может ли, к примеру, администрация поселения помогать в сведении балансовых отчетов территориального общественного самоуправления?
– Нет. По закону администрация не вмешивается в административно-хозяйственную деятельность ТОСа, и уж тем более, не берет на себя задачи вести его бухгалтерию. Не будем забывать, что ТОС – это самоорганизация граждан по месту жительства, и при организации юридического лица его актив, учредители из числа жителей улицы или микрорайона должны видеть перспективу развития такого хозяйственного субъекта. Самый оптимальный выход, исходя из практики общения с ТОСами – найти бухгалтера из числа соседей. Некоторые председатели ТОС спрашивают: дескать, когда начнут платить нам зарплату и нашим бухгалтерам. Увы, это не предусмотрено законодательством. Люди ведь для себя стараются, для своих соседей и земляков. Безусловная поддержка стремления развивать ТОС – это премия, которая положена председателю ТОСа и активистам за участие в региональном конкурсе. Это знак поддержки гражданской инициативы, востребованности обществом. И, что немаловажно, признание результата – самостоятельно решенных вопросов местного значения.