Индивидуальные маршруты образования

Волгоградская область вошла в число 32 субъектов Российской Федерации, победивших в конкурсе региональных программ развития образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.

В результате победы в конкурсе наш регион получил многомиллионную субсидию из федерального бюджета на реализацию мероприятий по направлению «достижение во всех субъектах РФ стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». 
Победе в конкурсе способствовало то, что в Волгоградской области создана сеть из 173 инновационных площадок. 28 из них активно разрабатывают и внедряют современные модели качественного образования, в том числе на основе индивидуализации образования и тьюторских технологий.
– Мы всегда тесно сотрудничали с образовательными учреждениями Волгоградского региона в реализации основных направлений модернизации системы образования. Перед нами стоят задачи, сформулированные в Федеральной целевой программе развития образования. На приоритетные позиции выходит направление по распространению на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования. При этом принципиально важными критериями качества образования становятся его доступность, открытость, вариативность, ориентация на личностные запросы ученика и практическую значимость. Индивидуализация образования, реализация индивидуальных образовательных траекторий обучающихся становится одной из важнейших задач в системе общего образования. Эта проблема может решаться через развитие тьюторских практик, – говорит ректор Волгоградской государственной академии повышения квалификации работников образования  (ВГАПК РО), профессор, доктор исторических наук, председатель комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты Волгоградской области Николай Болотов.
Именно академия стала базой для создания стажировочной площадки по теме «Повышение качества общего образования через индивидуализацию образования посредством реализации тьюторских практик».
Основанием для такого выбора послужило наличие в структуре академии кафедры воспитания и дополнительного образования детей и взрослых с высоким научно-педагогическим потенциалом. Кафедрой инициированы, созданы и активно работают сетевые сообщества педагогов дополнительного образования, педагогов-тьюторов, классных руководителей.
В академии действует сертифицированный Региональный центр развития тьюторских практик, работа которого широко освещена в педагогических изданиях федерального уровня («Вестник образования», «Директор школы», сайт Межрегиональной тьюторской ассоциации и др.), а также в докладе правительства РФ «О реализации основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год».
Центр развития тьюторских практик Волгоградской области – один из пяти сертифицированных на сегодняшний день в России.
За период с 2008 года здесь прошли обучение более 250 педагогов по программе «Введение в тьюторство» и более 300 педагогов по программам «Технологии открытого образования», «Социальные практики школьников в контексте федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения», «Тьюторское сопровождение одаренных школьников».
В период с 2011 по 2013 год на базе стажировочной площадки пройдут обучение по проблемам индивидуализации образовательного процесса и его тьюторского сопровождения свыше 1350 педагогов не только Волгоградской области, но и других регионов России.
Основные направления деятельности стажировочной площадки:
– формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;
– создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам;
– обучение и повышение квалификации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений по вопросам реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, государственно-общественного управления образованием;
– выявление профессиональных затруднений руководящих и педагогических работников системы общего образования по вопросам индивидуализации обучения.
Создание стажировочной площадки, с одной стороны, даст возможность решить проблемы, сдерживающие развитие региональной системы общего образования, с другой – станет формой распространения накопленного в регионе опыта.
30 ноября 2011 года состоялся установочный семинар с руководителями базовых школ стажировочной площадки «Повышение качества общего образования через индивидуализацию образования посредством реализации тьюторских практик».
В ходе семинара обсуждались вопросы организации совместной работы ВГАПК РО и 24 базовых школ, в том числе: требования к программе стажировочного модуля и технологии проведения обучающих мероприятий на базе образовательных учреждений, участвующих в реализации проекта.
Его цели и задачи – разработка и внедрение современных моделей образовательных систем, отвечающих федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивающих равные возможности получения качественного образования, независимо от социально-экономического статуса, территории проживания и возможностей здоровья; формирование новой модели управления качеством образования; внедрение моделей индивидуализации образовательных траекторий обучающихся; развитие открытой информационной среды в системе образования региона. Предстоит апробировать сетевое взаимодействие образовательных учреждений различных типов и видов для обеспечения максимального учета индивидуальных особенностей и потребностей детей; реализовывать модели внеурочной деятельности, основанные на установлении сетевого взаимодействия с социальными партнерами; развивать многоуровневую систему подготовки и переподготовки специалистов для реализации модели индивидуализированного образования.