Из Москвы не видно, какой подъезд в Урюпинске больше нуждается в ремонте

Волгоградская область – один из первых российских регионов, приступивших в свое время к реализации реформы местного самоуправления. На территории области Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» введен в действие с 1 января 2006 года.

Сегодня местное самоуправление является одновременно формой самоорганизации граждан и, соответственно, составной частью гражданского общества, и одним из уровней публичной власти. Не секрет: скоро, на начальном этапе реформы выяснилось, что при всех очевидных выгодах, при существующем уровне финансовых ресурсов муниципальные районы и поселения за редким исключением не в состоянии обеспечить деньгами исполнение всех возложенных на них 131-м федеральным законом полномочий. Проще говоря, свобода и самостоятельность муниципалитетов оказались не обеспечены деньгами.
На состоявшемся на днях заседании президиума Госсовета «О повышении роли регионов в модернизации экономики России» под председательством Президента Дмитрия Медведева как раз обсуждался ряд мер по совершенствованию межбюджетных отношений. В частности, Президент страны отметил, что распределение бюджетных средств должно смещаться в пользу регионов и муниципалитетов. Глава государства подчеркнул, что необходимо создать прозрачную систему финансовых стимулов: «И ввести их нужно и можно, прежде всего, через межбюджетные отношения, продолжая работу по разграничению полномочий между отдельными ветвями власти. Хочу также акцентировать внимание на том, что ресурсы развития должны регламентироваться достаточно четко: деньги, которые выделяются из бюджетов всех уровней на программы и проекты, должны привязываться и к конкретному результату. И это требование времени».
Отметим, еще три года назад в своем Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 года Президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что работа по совершенствованию муниципального законодательства будет продолжаться. Что и говорить, инициатива Президента России оставлять в регионах больше денег и оценивать их использование по конкретному результату снимет множество проблем.
К примеру, по оценке органов местного самоуправления для полного исполнения вопросов местного значения только муниципалитетам Волгоградской области дополнительно требуется 39 млрд руб., что более чем в 2 раза превышает существующие расходы. Об этом сообщается на официальном сайте контрольно-счетной палаты Волгоградской области, летом текущего года завершившей контрольное мероприятие «Аудит эффективности деятельности органов местного самоуправления Волгоградской области по реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Дополнительная финансовая нагрузка на консолидированный бюджет области осложнена и тем, что на регионы возложены расходные обязательства по реализации таких федеральных законов, как «О ветеранах», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и прочих.
Озвученная Президентом России необходимость распределения бюджетных средств в пользу регионов и муниципалитетов целиком и полностью совпадает с мнением по этому поводу в самих регионах. Оставлять больше денег на местах, значит строить больше дорог, лучше благоустраивать территорию, развиваться по иным сферам. При этом сохраняя социальную ориентированность бюджета. Если на сегодняшний день те же муниципалитеты в лучшем случае овладели искусством выживания, то приходит время научиться и развиваться.
Как сообщает сайт ER.RU, проблемы децентрализации и повышения экономической самостоятельности регионов и муниципалитетов обсуждались на «круглом столе» в Госдуме в понедельник. «Несправедливость налогообложения сегодня очевидна», – отметил, в частности, председатель комитета Госдумы по местному самоуправлению Вячеслав Тимченко, подчеркнув, что решение задачи справедливого перераспределения налогов и доведения до конкретного человека финансовых ресурсов является одним из приоритетов власти. Парламентарии отмечали, что тема справедливого распределения финансовых средств неизменно возникает на встречах с гражданами во всех регионах страны. Люди имеют полное право на исчерпывающую информацию о том, как и на что расходуются средства: как ремонтируются дороги, сколько идет на модернизацию образования и так далее.
«Мы должны рассмотреть вопросы по передаче некоторых видов налогов с федерального на региональный и муниципальный уровень, – отметил Вячеслав Тимченко, – часть отчислений по налогу на прибыль тоже было бы целесообразно перевести на региональный и муниципальный уровень».
Перераспределение средств послужит и укреплению имиджа представительных органов власти субъектов и органов местного самоуправления, создаст дополнительные стимулы для развития малого бизнеса на местах. «Для развития той или иной территории необходимо формирование широкого слоя людей, которые заинтересованы в ее развитии», – аргументировал глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин. А руководитель Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭП), координатор разработки «Народной программы» Общероссийского народного фронта Николай Федоров обвинил ныне существующую практику в «деформации системы госвласти» и развитии «нездорового лоббизма», а потому назвал справедливое распределение денежных средств «ключевым вопросом, с точки зрения формирования современной российской государственности».
Стоит отметить, что справедливое распределение финансовых средств в пользу субъектов и муниципалитетов является также принципиальным тезисом в утвержденной партией «Единая Россия» Программе народных инициатив, что делает перспективы коррекции реформы местного самоуправления вполне реальными.