Качайте права грамотно

  • Качайте права грамотно
  • Качайте права грамотно
Как бы ни менялась жизнь, а лидером среди наших потребительских претензий по-прежнему остается сфера торговли и услуг. Всегда вызывают чувство зависти те, кто умеет грамотно отстаивать свои права. Газета «Волгоградская правда» провела прямую линию для читателей, приуроченную ко Всемирному дню защиты прав потребителей. На вопросы отвечала старший консультант отдела анализа потребительского рынка и защиты прав потребителей комитета промышленности и торговли Волгоградской области Марина Кондратенко.

Добровольно или принудительно?

- Я Андрей Тарасов. Подскажите, что делать, когда страховые компании при заключении договора ОСАГО навязывают дополнительные услуги страхования – жизни, здоровья, имущества?

– По существующему законодательству обязательным условием для владельцев транспортных средств является только заключение договора обязательного страхования – ОСАГО. Остальные виды страхования оформляются добровольно. Так что можно расторгнуть такой «добровольный» договор и получить уплаченную страховую премию за навязанные дополнительные виды страховки. Так называемый «период охлаждения» составляет не менее пяти рабочих дней и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты взноса. При полном же отказе от договора страховая компания обязана полностью вернуть уплаченные за полис деньги, если он не вступил в силу. Если же начал действовать, то возможно удержание части премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с этого момента. К слову, для потребителей страховых услуг на официальном сайте Банка России действует единая интернет приемная, где можно подать жалобу на страховую компанию, задать вопрос или отправить предложения.

Точку поставят ценник и лаборант

– Дарья Иванова беспокоит. Покупала недавно в супермаркете сыр по акции, а на кассе пробилась полная стоимость. Хотела взять свитер со скидкой в магазине, и снова на чеке другая сумма: якобы идет переоценка и стоимость надо узнавать у продавца. Почему нас норовят все время обмануть?

– Выбранный товар продать по той стоимости, которая указана на ценнике. Возможно, здесь и нет никакого злого умысла, а просто обычная халатность персонала. Но вас это не должно волновать по ряду причин. Во-первых, Закон «О защите прав потребителей» гласит: «Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора». При этом цена товара в рублях является неотъемлемой частью этой информации. Во-вторых, в Гражданском кодексе РФ есть такое понятие, как оферта, то есть задокументированное предложение. В магазинах ценник является именно публичной офертой, и продавец обязан продать товар по той цене, которая указана. Потребитель может обратиться к администратору магазина и потребовать немедленно исправить нарушение законодательства. То есть продать в соответствии с ценником. Если вам не идут навстречу, то можете оставить жалобу в книге отзывов и предложений или обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.

– Здравствуйте! Иван Тимофеевич звонит. Решил недавно побаловать себя рыбными консервами. Открыл – мало того, что самой рыбы мало, кусочки разваливаются, так еще и запах не аппетитный, есть невозможно. Понес в магазин. А они только развели руками. Что посоветуете?

– В данном случае вопрос соответствия качеству достаточно спорный. Многое зависит и от нормативного документа, по которому делаются данные консервы. В ситуации, когда речь идет о качестве и безопасности товара, лучше обращаться в управление Роспотребнадзора. Его подразделение – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Волгоградской области». Оно имеет специальную лабораторию, проводящую исследования продуктов на соответствия требованиям ГОСТа или технических регламентов.

Приходите завтра?

– Ольга Прохорова к вам обращается. Подскажите, что мне делать. Отдала в ремонт вентилятор. Жду уже почти месяц – меня все «кормят» обещаниями. В спешке квитанцию не взяла. Да и, сомневаюсь, что ее дали бы…

– Законом установлен только гарантийный срок ремонта. А в других случаях так называемый срок устранения недостатков определяет предприятие или предприниматель, оказывающий услуги, по согласованию с потребителем. При этом в квитанции или другом документе указывается дата приема и срок устранения недостатков, а также в каком состоянии и виде приняли товар, что именно надо исправить. А вы по сути согласились на неопределенный срок ремонта своего вентилятора. И сегодня, когда все затягивается, надо обратиться в мастерскую и оговорить конкретный срок исполнения услуги, но уже так, как положено по закону. Когда на руках есть документ, то защитить свои права гораздо проще. Другой вариант в вашей ситуации – найти мастерскую, которая полностью соблюдает законодательство.

– Прямая линия? Олеся Аниканова меня зовут. Купила смартфон. Но радовалась недолго. Стал глючить. Хотела поменять, а мне сказали – срок прошел, можем отремонтировать. Кто бы поставил этих продавцов на место за некачественный товар?!

– Смартфон – технически сложный товар. Если выявились какие-то недостатки, то расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, а также поменять вы можете только в течение 15 дней после покупки. А позднее названные вами требования могут быть удовлетворены при обнаружении существенного недостатка в товаре; нарушении установленных законодательством сроков устранения недостатков, невозможности использовать более чем 30 дней на протяжении каждого года гарантии из-за того, что в нем неоднократно устраняются различные недостатки.

А что касается «поставить на место», то недавно в Федеральный закон № 294 о защите юридических лиц и предпринимателей от государственного контроля были внесены изменения. И теперь внеплановые проверки по жалобе потребителя тот же Роспотребнадзор может проводить только в том случае, если потребитель обращался с претензией к хозяйствующему субъекту услуг и ему отказались удовлетворить требования. Подготовить претензию, а при необходимости – и исковое заявление могут помочь как специалисты этого управления, так и муниципалитетов. Образцы есть и на сайтах. Грамотно составленный документ со ссылками на нормы закона – это практически половина успеха в разрешении спора. Так, по итогам работы только органов местного самоуправления в прошлом году порядка 7 тыс. жалоб, или более 50% удовлетворено в досудебном порядке и возмещен ущерб в размере свыше 23 млн рублей, выплачено неустойки в сумме 802 тыс.

КСТАТИ

Требование потребителя о расторжении договора выполняется хозяйствующим субъектом в течение 10 дней. На замену товара отводится семь дней, если требуется дополнительная проверка качества товара – то все это делается уже в течение 20 дней.

СПРАВКА "ВП"

Гарантийный ремонт выполняется в течение 45 дней. Если он будет нарушен, то можно потребовать неустойку – 1% от стоимости товара за каждый день продления ремонта. Если вопрос не решится в добровольном порядке, то придется обращаться в суд. Пошлина с потребителя не взимается. К слову, за неисполнение требований в досудебном порядке предусмотрен штраф в размере 50% от суммы ущерба.

DNG

Поделиться в соцсетях