Кадры особого назначения

Глава региона обсудил с педагогической общественностью перспективы системы образования. На встречу были приглашены ректоры крупнейших вузов области, представители учительского сообщества, руководители средне-специальных заведений, дошкольных учреждений. Живой диалог затронул целый ряд тем – от трудового и физического воспитания школьников до подготовки квалифицированных специалистов, востребованных экономикой региона.

Специалисты для глубинки

Такой формат общения, когда глава области не от чиновников, а из первых уст узнает об успехах и проблемах отрасли, хорошо зарекомендовал себя. Подобные встречи уже прошли со строителями, аграриями, спортсменами региона.

Один из острых вопросов, поставленных педагогическим сообществом, – подготовка специалистов для села. Решений этой проблемы предложено несколько.

По словам председателя общественного совета при губернаторе Волгоградской области ректора ВолгМУ Владимира Петрова, нехватка специалистов в регионе сегодня колоссальная, только по врачам дефицит составляет 30%.

– Чтобы учитель или врач поехал в село, – говорит он, – власть на местах должна озаботиться тем, чтобы специалист был накормлен, обеспечен собственным жильем, а его ребенок имел бы возможность ходить в детский сад. И тогда он будет работать там, куда его направили.

Один из способов решить проблему обеспечения села специалистами – целевой набор, когда выпускники сельских школ вне конкурса поступают в вузы. После получения диплома они должны вернуться работать на малую родину. Сегодня целевой набор увеличен до 50%.

– Я убежден, что необходим государственный заказ на обучение специалистов, востребованных экономикой и обществом, – отметил Андрей Бочаров. – Это педагоги, врачи, работники сельского хозяйства, культуры, социальной сферы. Если человек учится за бюджетные деньги, то трехсторонний договор между властью, родителями, вузом будет гарантией того, что он вернется в село. Конечно, молодой специалист при этом не должен быть брошен на произвол судьбы в глухом хуторе. Будем продумывать целевые программы, добиваться госзаказа, чтобы наши выпускники были востребованы и оставались работать в регионе.

Народный учитель РФ, Герой Труда РФ Юрий Лепехин также поддерживает идею о распределении специалистов после учебы: «Это помогло бы решить проблему нехватки кадров, в частности, в сельских поселениях».

Научить трудолюбию

Глава региона попросил педагогов обратить особое внимание на трудовое воспитание детей и массовый спорт. Без этих составляющих невозможно вырастить ответственного гражданина и квалифицированного специалиста, ведь здоровье – одна из основ получения знаний.

– У руководителей учебных заведений сложилось мнение, что детей нельзя привлекать для уборки территории или класса, – говорит Андрей Бочаров. – Уверен, что это неправильно, стержень всего – трудолюбие, и формировать его нужно со школьной скамьи.

Педагоги с этим согласны. Они отмечают, что система школьного образования сегодня претерпевает изменения. Те знания, которые получают школьники, должны отвечать потребностям экономики. «В основе всех современных подходов в производстве лежит знание математики, – заявляет Юрий Лепехин. – Наша промышленность взывает – дайте нам высококвалифицированного специалиста. Впереди нас ждет шестой технологический уклад – это такие технологии, которые совмещают в себе и химию, и физику, и информатику, и биологию. И сегодня нужно делать упор на все эти предметы, не разделяя их, как мы привыкли в профильной школе».

Обсуждалась на встрече и современная система оценки труда педагога. Она вызывает немало вопросов у тех, кто непосредственно работает с детьми. В последнее время много нареканий учителей вызывает гнет бумаг, нескончаемый формализм, который проник в оценку деятельности учителей и школы. Педагоги высказались, что нельзя оценивать работу школы по справкам и цифрам. Достаточно проводить аттестацию учебного заведения раз в пять лет, а не мучить педагогов бесконечной бумажной волокитой.

Подготовить себе смену

Говорили педагоги и о кадровом обеспечении, без которого развивать систему образования просто невозможно. Между тем, в последнее время в стране наметилось сокращение педагогических вузов, поэтому на Волгоградский социально-педагогический университет ложится нагрузка по подготовке учителей не только для своего региона, но и соседних.

– В Волгоградской области в системе образования работают 40 тысяч человек, из которых половина – учителя. Сегодня 20% работающих педагогов – пенсионного возраста, почти 60% составляют те, кому до ухода на заслуженный отдых осталось не более пяти лет, – отмечает ректор ВГСПУ Николай Сергеев. – И чтобы восполнить такое количество педагогов, нашему довольно крупному вузу нужно работать 25 лет.

При этом не все выпускники спешат трудоустраиваться в школу. Этой проблемой озабочено все учительское сообщество. По мнению Юрия Лепехина, сегодня нужно особо опытных учителей высшей и первой категории, которые собрались на заслуженный отдых, очень попросить поработать несколько лет в качестве наставников, чтобы они передали свой опыт молодому поколению, подготовили себе смену.