Как формируется доступная среда для инвалидов-автолюбителей

Каждое уважающее себя заведение, оснащенное собственной автопарковкой, выделяет для них самые близкие к входной двери места. Речь, как вы поняли, об инвалидах. Многие из нас часто задаются вопросом: как люди с ограниченными возможностями управляют автомобилем? Как им удается получить права, чем оснащены машины, на которых ездят инвалиды? И какие именно категории граждан с ограниченными возможностями имеют право садиться за руль? В этих вопросах разбирался корреспондент «ВП» Адиль ЗОДОРОВ.

Педали вверх

Автомобиль для инвалида – точно не роскошь, а лишь средство передвижения. Чаще всего единственное. Ведь порой даже дорога от дома до остановки общественного транспорта может составлять 100–200 метров. А преодолевать это расстояние на костылях или коляске, согласитесь, удовольствие значительно ниже среднего. Особенно когда льет сильный дождь или падает снег, а под ногами вместо сухого асфальта лужи или гололед. Да и заехать на коляске в автобус или трамвай без посторонней помощи весьма непросто.

Возникает вопрос: а как же человеку, у которого, например, неподвижны нижние конечности, водить машину? Как на педали-то нажимать? Все просто: инвалиды ездят на автомобилях с ручным управлением. Редкие производители выпускают небольшие партии таких машин с завода, в основном собственникам приходится обращаться в специализированные автосервисы. Перевод на ручное управление – не самая сложная для опытных механиков задача, но по карману владельца авто ударит ощутимо. Стоимость процедуры еще пару лет назад оценивалась в сумму от 10 тыс. рублей. Механизм, как правило, таков: к педалям крепятся специальные рычаги, которые выносятся в район руля, чтобы водитель мог спокойно выжимать их руками. Сцепление в таком случае фиксируется в выжатом положении, чтобы автомобилист мог переключить передачу и после этого отпустить педаль.

Если у инвалида нет левой ноги, то, собственно, только сцепление и переводится на ручное управление. Нет правой – выводятся тормоз и газ. Логично, что в случае отсутствия обеих ног выносятся все педали, причем за торможение и разгон отвечает лишь один рычаг. При движении в одну сторону он управляет педалью газа, в другую – тормозом.

Машины без руля, но с лестницей

В Израиле поддержка инвалидов достигает таких высот, что полноправным участником дорожного движения может стать даже человек с одной рукой. Спросите, как? Элементарно: такие ездят на машинах, где рулевое управление осуществляется посредством джойстика. Те, кто когда-либо играл в компьютерные игры, сразу могут представить себе этот процесс. Автомобили для лиц с ограниченными возможностями на Западе оборудуют совершенно разными устройствами. Например, трапом, с помощью которого колясочник может спокойно въехать в салон своей машины. Более того, в распоряжении инвалидов во многих развитых странах находятся не только малолитражки (в России и Белоруссии до 2005 года людям с ограниченными возможностями выдавались машины марок «Ока» и «Таврия»), но и большие внедорожники, и даже микроавтобусы. Как правило, самим собственникам приходится оплачивать лишь порядка 10 % стоимости машины и ее переоборудования – остальную сумму им компенсирует государство. А в том же Израиле, если человек не способен сам управлять транспортным средством, ему выделяются и машина, и личный водитель. Кроме того, инвалиды имеют право менять автомобиль каждые пять лет.

Право на права

Получение водительского удостоверения для инвалида в России, увы, целая история. Теоретический курс ПДД люди с ограниченными возможностями могут проходить в обычных автошколах, причем даже экстерном. А вот с вождением все гораздо сложнее. Во-первых, специализированных автошкол, имеющих лицензии, оборудование и специально обученных инструкторов для работы с инвалидами, по всей стране единицы. Во-вторых, даже эти редкие учреждения в большинстве своем являются частными, а потому обучение в них стоит немалых денег.

В итоге получается, что доступ к рулю для инвалидов становится ограниченным, несмотря на то что государство дает большинству из них право управления транспортным средством. В законах даже не прописано, каким категориям инвалидов разрешено водить, отмечено только обратное. Собственно, в МРЭО и автошколах конкретная категория «негодности» никого интересовать не будет. Там важен только факт – можно вам находиться на водительском кресле автомобиля или нет. А установят это врачи в результате медкомиссии. Каковы плюсы? О минусах, которые преследуют желающих сесть за руль людей с ограниченными возможностями, мы рассказали выше. А теперь все же затронем положительные стороны. Они, несомненно, есть: инвалидам на дороге дается целый ряд преимуществ по сравнению со здоровыми водителями. Это и парковочные места (у любого торгового центра мест для инвалидов должно быть не менее 10 %), и возможность не обращать внимания на знаки «Движение механических ТС запрещено», «Движение запрещено», «Стоянка запрещена». Под этими указателями всегда есть табличка «Кроме инвалидов».

А что касается наклейки «Инвалид за рулем», то этот опознавательный знак вопреки общепринятому заблуждению не является обязательным. Он устанавливается по желанию водителя. Однако юристы рекомендуют пользоваться этой табличкой. В первую очередь потому, что в ряде российских городов автомобиль без такого опознавательного знака, припаркованный на месте для инвалидов, могут эвакуировать, не поинтересовавшись у водителя о наличии соответствующего удостоверения.

К нам едет ГЛОНАСС

В начале апреля в Россию будет ввезено более 1000 устройств ЭРА-ГЛОНАСС, которые установят на автомобили, импортированные после 1 января 2017 года. Напомним, с начала года вступил в силу закон, запрещающий ввоз в Россию и производство пассажирских и грузовых транспортных средств, не оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС. В связи с этим таможенные органы отказывают в выдаче ПТС ввозимым на территорию страны автомобилям без данного устройства, и те в итоге оказываются на складах временного хранения. В Приморье в ожидании ГЛОНАСС находится уже более 3000 машин, в западной части страны цифры более скромные и измеряются несколькими десятками транспортных средств. По подсчетам экспертов, установка системы вызова экстренных оперативных служб на подержанные автомобили будет стоить их собственникам от 10 до 30 тыс. рублей.

ОСАГО будут выплачивать в натуральной форме

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о натуральном возмещении вреда по ОСАГО в случае ДТП. Таким образом, пострадавший в результате аварии водитель будет получать от страховой фирмы не денежную компенсацию, а ремонт автомобиля.

Согласно документу на денежные выплаты граждане смогут рассчитывать только в исключительных случаях. Таких, как полная гибель автомобиля и превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. рублей), если потерпевший не согласен доплатить.

Выплата положена также в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Новый закон должен вступить в силу через 30 дней после официального опубликования.

Норма связана в первую очередь с деятельностью так называемых автоподставщиков, которые, инсценируя ДТП и намеренно повреждая свои машины, взыскивали со страховых компаний миллионные суммы.

DNG