Как рекламировали пылесосы и холодильники за 30 копеек

Реклама в советское время - это удивительная история.

Самая смешная - "Летайте самолетами Аэрофлота!", хотя бы потому, что вариантов-то не было. Какие еще авиакомпании бороздили воздушные просторы самого большого в мире государства? Никакие.

Реклама социальная, конечно, имела совершенно практическое значение. Она призывала самоотверженно трудиться на благо страны, хорошо учиться, воспитывала нетерпимость к "родимым пятнам капитализма", и все это в той или иной степени работало. Но вот там, где рекламщики сталкивались с реальностью, начинались трудности.

Если речь шла о продуктах питания, возникала проблема несовпадения возможностей с желаниями. В том, что крабы вкусны, а черная икра полезна, мало кто сомневался. Но как добыть эти замечательные продукты? А может, стоит вместо баночки с крабами прикупить побольше картошки?

Крайне вдумчиво подходили творцы к созданию плакатов, призывающих покупать товары народного потребления. На начальном этапе развития автомобилестроения, скажем, еще случалось видеть счастливые лица граждан, «накопивших и купивших» чудо с мотором внутреннего сгорания на четырех колесах. Копить, правда, обычному гражданину приходилось очень долго. Но вскоре и эти плакаты исчезли. Спрос настолько превысил предложение, что призывы «налетай, торопись» выглядели, мягко выражаясь, неуместно.

Ситуация с бытовыми приборами выглядела не столь драматично. Все же, приложив определенные усилия, граждане обзаводились всем необходимым. Но зачем сеять сомнения в душе, зачем заставлять выбирать между пылесосом «Ракета» и его собратом «Юпитером»? К чему эта нездоровая конкуренция? Советское – значит отличное! И вообще – покупайте билеты денежно-вещевой лотереи, и будет вам счастье. И пылесос, и стиральная машина, и холодильник. И не забывайте летать самолетами Аэрофлота!