Как в Волгограде маршрутки разъедутся с автобусами

Автолюбители, представители власти и общественности Волгограда продолжают обсуждать инициативы по изменению ситуации на дорогах. Одна из них связана с заменой привычных маршруток – «Газелей» на автобусы малой и средней вместимости, с пересмотром существующей схемы маршрутов.

Как мы уже сообщали, для решения дорожно-транспортной проблемы в гордуме была создана специальная рабочая группа, уже озвучившая ряд предложений по оптимизации транспортного движения в центре города.

Как считают в рабочей группе, в Волгограде назрела необходимость комплексного пересмотра ситуации в сфере пассажирских перевозок. Курсирующие по городу «Газели» уже морально устарели и являются одним из наиболее аварийно опасных видов транспорта. Маршрутчики зачастую грешат нарушением правил дорожного движения, из-за чего создают неудобства другим автомобилистам и пешеходам. А после того как в 2013 году организация внутримуниципальных перевозок стала обязанностью исключительно городов и районов, которые отныне не должны рассчитывать на субсидии из региональной казны, между перевозчиками по новой развернулась борьба за пассажиров.

Общая цель всех высказанных предложений – дать преференции тем перевозчикам, которые будут готовы предложить пассажирам более комфортные и выгодные во всех смыслах условия.

– По статистике, на дорогах страны каждые двадцать минут гибнет человек, – напоминает исполнительный директор автотранспортного союза Волгоградской области Николай Дорощенко. – Это же страшные цифры. Поэтому на рынке пассажирских перевозок во главу угла должна быть поставлена прежде всего безопасность граждан, качество перевозок. Должны быть разработаны единые правила игры для всех перевозчиков, будь то муниципальные или частные предприятия. Это значит, что ко всем работающим на этом рынке должны предъявляться единые требования безопасности, четкое исполнение правил перевозок и так далее. Готов предприниматель их выполнять – пусть работает, нет – уходит с этого рынка.

Сегодня же, по словам Дорощенко, состояние примерно 70% волгоградских «Газелей» не выдерживает никакой критики. И это при том, что они изначально не отличались повышенными характеристиками безопасности. Так что допускать их дальнейшее присутствие на дорогах – создавать все большую опасность не только для жизни и здоровья пассажиров, но и других участников движения. В качестве альтернативы сейчас рассматривается возможность замены «Газелей» современными автобусами малой и средней вместимости.

– У таких автобусов есть ряд характеристик, выгодно отличающих их от «Газелей», – отмечает председатель МРОО «Движение автомобилистов» Армен Оганесян. – У них низкий профиль, что очень удобно для пожилых граждан и инвалидов. Автобусы оборудованы кондиционером, и в них гораздо просторнее. При этом автобусы средней вместимости могут перевозить в два с половиной раза больше людей, а значит, позволят снизить количество транспорта на дорогах и заторов.

Однако серьезным препятствием для их массового использования является стоимость. Так, например, если цена «Газели» сегодня примерно 600 тысяч рублей, то автобуса – около двух миллионов.

– Конечно, перевозчикам будет непросто сразу найти средства на переоснащение, – подчеркивает Армен Оганесян. – Необходимы стимулирующие меры. Например, перевозчикам можно было бы обеспечить налоговые льготы, возможность приобретения транспорта в лизинг, помощь в погашении части затрат.

Между тем некоторые из перевозчиков опасаются, что новшества станут непреодолимым препятствием для большинства из них. Особенно если маршруты, как предлагается, будут разыгрываться по конкурсу.

– Конечно, маршрутки можно убрать с дорог Волгограда, – подчеркивает председатель правления ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда Юрий Белоусов. – Если учесть, что на 150 городских маршрутах работают порядка 2000 микроавтобусов, то работу потеряют 2000-3000 человек. Но это капля в море по сравнению с тем количеством пассажиров, которые получат серьезные проблемы.

Ведь во многих отдаленных районах города просто нет муниципального транспорта или он ходит с большими интервалами. Другая часть пассажиров будет вынуждена часами простаивать в пробках. Ведь главное достоинство маршруток – это именно скорость, их маневренность в условиях загруженности дорог. И уж тем более не выход ограничивать им движение на каких-то участках дорог, в том числе в центре. Ведь это тоже общественный транспорт, развитие которого во всем мире ставится выше сферы индивидуальных перевозок. Иначе Волгоград рискует создать уникальный прецедент: на своих авто ездить по главным улицам будет выгоднее, чем на общественном транспорте, тогда как везде стремятся к обратному.

– Основная проблема в том, что муниципальный транспорт стал заложником старой, созданной еще в советское время, инфраструктуры, – уверен Юрий Белоусов. – Маршрут скоростного трамвая, например, пролегает вдоль промзоны Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов. Но ведь большинство предприятий и научных организаций там уже не работают или серьезно сбавили обороты, и людям нужно ехать в другое место, куда-нибудь на Вторую продольную. Или обычный трамвай, который петляет по частному сектору, а густонаселенные новостройки теперь в другой стороне.

Автобусы и троллейбусы, закупленные муниципальными предприятиями, бесспорно, гораздо комфортнее маршруток. Но как на них, например, в час пик доехать из Кировского или Красноармейского района до центра? Новые дороги, расширение старых, выделенная для пассажирского транспорта полоса движения, «карманы» – обо всем этом говорится в городе уже не первый год, однако едва ли реализуется на практике.

– Пока дорожная инфраструктура не «догонит» транспортную сферу, все попытки избавиться от маршруток не имеют смысла, – уверен Юрий Белоусов. – Иначе многие окажутся действительно ограничены в передвижении.

К слову, начало инфраструктурной перезагрузке в Волгограде положено. Так, в 2015 году должна заработать подземная развязка в районе Тулака. А она запроектирована таким образом, чтобы по ней можно было пустить и троллейбусы. Правительство области уже поставило городским властям задачу подготовить проектные предложения. Так что когда троллейбусное сообщение будет продолжено по улице Электролесовской, жителям всей южной части города будет удобно доехать на электротранспорте до Ельшанки, а там пересесть на скоростной трамвай. Если комплексные нововведения будут реализованы и на других направлениях, волгоградцы сами сделают выбор в пользу более комфортных и безопасных автобусов, троллейбусов, трамваев.