Как «воздушный извозчик» стал ночным бомбардировщиком

В 1943?м на экраны страны вышел фильм «Воздушный извозчик», в главных ролях которого снялись Михаил Жаров (летчик Иван Баранов) и Людмила Целиковская (оперная певица Наталья Куликова)

Картина эта вошла в золотой кинофонд Великой Отечественной войны, ее довольно часто показывают и в наши дни.

Но речь сегодня пойдет не о кино. По фильму Иван – летчик гражданской авиации, и летает он на самом новом (для того, конечно, времени) самолете ПС-84, который уже в годы войны получил название Ли-2. Собственно, этот самолет тоже стал одним из «героев» кинокартины.

В 1935 году в США фирмой Douglas был разработан пассажирский самолет DC-3. Машина отличалась хорошими пилотажными качествами, достаточно большой вместимостью, простотой конструкции, и, что немаловажно, возможностью применения самолета даже с неподготовленных аэродромов. Вполне естественно, что масса преимуществ привлекла внимание не только американских, но и многочисленных зарубежных заказчиков.

Несколько самолетов DC-3 и лицензию на их выпуск приобрел Советский Союз. Внедрение же машины в производство оказалось непростым делом. Ведь всю техдокументацию пришлось переводить в метрическую систему мер, а после - переработать все чертежи, заново провести расчеты на прочность. Наряду с этим необходимо было максимально полно учесть возможности советской авиапромышленности. Работы по переводу всех чертежей самолета успешно решил коллектив конструкторов под руководством В. М. Мясищева.

Между прочим, этого так и не смогли сделать специалисты ни голландской фирмы "Фоккер", ни японской "Мицубиси", также закупивших лицензии. В итоге они были вынуждены производить сборку DC-3 из агрегатов, доставляемых из США.

К началу ноября 1938 года на заводе № 84 имени В. П. Чкалова в подмосковных Химках из деталей, привезенных из США, был собран первый самолет. С сентября по декабрь 1939?го машина успешно прошла госиспытания и была рекомендована к выпуску. Она получила обозначение ПС-84 - "пассажирский самолет завода № 84".

В грозные годы войны

Поздней осенью 1941 года, когда немецко-фашистские войска оказались на ближайших подступах к столице, завод № 84 эвакуировали в Ташкент. Там на базе авиазавода № 34 было налажено производство машин.

В 1942 году самолет обрел свое второе имя, под которым и получил широкую известность в нашей стране. Ему было присвоено обозначение Ли-2 - по фамилии Бориса Лисунова, который организовывал производство самолета в Ташкенте.

Ли-2 отлично зарекомендовал себя в самых разных условиях эксплуатации, начиная с Крайнего Севера и заканчивая самыми южными и высокогорными районами страны.

В первые дни Великой Отечественной была создана Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН), в которую вошли самолеты ПС-84. Они активно участвовали практически во всех операциях начального периода войны. Самолеты использовались для доставки на фронт подкреплений и грузов, вывоза раненых и эвакуированных. Доставляли боеприпасы и продовольствие окруженным частям, сбрасывали в тыл немцев разведывательно-диверсионные группы.

Работа военно-транспортной авиации, к слову, как раз показана в фильме "Воздушный извозчик". Правда, в реальной обстановке военных действий полеты советских "дугласов" за линию фронта заканчивались не так радостно. Но, несмотря ни на что, советские летчики выполняли поставленные боевые задачи, даже когда казалось, что выполнить их невозможно. Так, одни только самолеты МАГОНа смогли вывезти из осажденного Ленинграда больше 29 тыс. человек.

В ночном режиме

В начале 1942 года Ли-2 доработали под ночной бомбардировщик, сохранив при этом и возможность выполнения им транспортных задач. В кабине по левому борту за креслом командира экипажа организовали рабочее место штурмана, оснащенное бомбовым прицелом НКПБ-7, а переднюю дверь заменили остеклением. На перегородке кабины экипажа установили две бронеплиты толщиной по 8 мм. Под центропланом разместили держатели с электросбрасывателями, рассчитанные на бомбы калибром до 100 кг. В дальнейшем машина получила возможность нести авиабомбы весом 250 и 500 кг. Нормальная бомбовая нагрузка на внешней подвеске составляла 1000 кг.

"Дебют" самолетов Ли-2 в качестве ночных бомбардировщиков состоялся летом 1942 года. 24 июня машины 1?й транспортной дивизии бомбили станцию Щигры. Однако широко машины стали применяться для нанесения бомбовых ударов именно в Сталинградской битве.

Вот как вспоминает об этом маршал авиации Николай Скрипко, который находился в те дни в Сталинграде:

"В ночь на 25 августа в боевые действия на сталинградском направлении включились 53?я и 62?я авиадивизии, поднявшие 143 корабля ТБ-3 и Ли-2. Соединения нанесли удары по моторизованным колоннам гитлеровцев в районе переправ через Дон, в 55?60 км северо-западнее Сталинграда. Экипажи отчетливо наблюдали попадания двух бомб в одну из основных переправ у Песковатки. Кроме того, вторично разрушили восстановленную немцами переправу у Трехостровской. Прямые попадания бомб в переправы были зафиксированы также у населенных пунктов Н. Акатовка, Вертячий и Калачкин".

В трудное время самолеты Ли-2, входившие в состав авиации дальнего действия, выполняли свои задачи каждую ночь. О возможностях Ли-2 маршал пишет очень откровенно:

"В эту ночь (26 августа. - Авт.) особенно отличились экипажи 1?й авиадивизии, которой командовал полковник В. Е. Нестерцев. Эта авиа­дивизия была ранее транспортной, оснащенной самолетами Ли-2, переоборудованными на заводе в бомбардировочный вариант. Острая нужда в бомбардировщиках заставила нас применять Ли-2 для выполнения боевых заданий. Они поднимали по четыре авиабомбы ФАБ-250. Прицел, вернее, визир, установленный на правом борту корабля, был очень неудобен для [220] прицеливания. При работе с ним штурман испытывал немалые трудности. Естественно, и меткость бомбометания с самолетов Ли-2 была слабее, чем с Ил-4, ТБ-3, Пе-8 и Ер-2. Но что делать, приходилось мириться с этим. Транспортные самолеты Ли-2, переоборудованные под бомбардировщики, все же увеличивали наш боевой состав. При хорошей видимости цели натренированные штурманы успешно выполняли бомбардировочные задачи".

Самолеты ЛИ-2 наносили бомбовые удары в районе Сталинграда до конца января 1943 года. По свидетельству фронтовиков, в строевых частях нередко брали на борт дополнительно мелкие бомбы в ящиках, которые выбрасывали через основную дверь. А иногда - металлолом, даже железнодорожные костыли, которые бросали на траншеи немцев.

В качестве бомбардировщиков самолеты Ли-2 использовались до мая 1945 года. В войне с Японией - уже только в качестве транспортной авиации.

Именно на самолете ЛИ-2? 9 мая 1945 года в Москву из Берлина были доставлены акт капитуляции Германии и Знамя Победы.

Фото Александр Фолиев, super-arsenal.ru