Казаки эпохи возрождения

Что мешает вековым традициям найти место в современности. Для возрождения казачества недостаточно одних культурных традиций. Так считают те, кто называет себя истинными казаками. Но в то же время не секрет, что на теме казачества часто спекулируют дельцы, извлекая личную выгоду.

Реестровая служба

«Ряженые», «асфальтовые» – подобные эпитеты давно приклеились к казакам российских мегаполисов. Родилось это обидное определение в 90-х, когда по улицам расхаживали мужики с «иконостасами» сомнительных орденов на груди и широченными лампасами на шароварах, вызывая удивление прохожих. Тогда же началась повальная регистрация «казачьих станиц», на поверку оказавшихся обычными частными фирмами.

Только в нулевые, когда порядок в многочисленных казачьих обществах решило навести государство, появилась новая форма – реестровые казаки. В 2005 году принят закон «О государственной службе российского казачества». Согласно ему реестровые казачьи организации имеют право на несение государственной и иной службы. Сюда относятся охрана общественного порядка, окружающей среды; патриотическое воспитание молодежи и ее подготовка к военной службе; ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и так далее.

Но, как показывает практика, пока это реализуется не в должной мере. Законодательная платформа для подобной деятельности есть, а ее механизмы до сих пор не прописаны.

– Механизмы должны дорабатывать мы, на местах, – считает атаман Волгоградского казачьего округа Александр Кривенцов. – Вот, например, мы добились, чтобы казаки из Волгограда, Калмыкии и Ростова проходили воинскую службу у нас в 20-й бригаде. А если случалось, что военные нарушали права казака-новобранца, пытаясь отправить служить в другой регион, мы эти права отстаивали. Это если касается реестровых казаков. Но ведь сейчас очень много структур, которые под казаков перекрашиваются, а люди различия не замечают.

Коммерция по-станичному

За статус казака после выхода закона началась настоящая битва. Многочисленные казачьи общества должны были декларировать свою деятельность, а как выяснилось, даже в названиях Минюст РФ выявлял нарушения закона.

Летом 2011 года Волгоградская область прогремела в федеральных СМИ с необычным судебным разбирательством. Тогда региональное управление Министерства юстиции РФ обратилось в областной суд с заявлением о ликвидации общественного объединения «Региональная национально-культурная автономия казаков Волгоградской области». В обоснование заявления истец сослался на то, что такая форма самоорганизации казаков, как национально-культурная автономия, не предусмотрена. Ответчику дважды предлагалось провести общее собрание, на котором решить вопрос о реорганизации в казачье общество либо о внесении изменений в устав в связи со сменой наименования.

– Это момент тонкий, – говорит потомственный казак Александр Попов. – Такими словами, как «автономия», бросаться не стоит. До сих пор не хочется вспоминать тот раздрай, который царил после выхода закона. Вместо того чтобы объединяться, каждый, хоть маленький атаман, тянул одеяло на себя.

Отголоски тех времен чувствуются и сейчас. И сегодня список различных ООО пестрит названиями казачьих станиц, а по сути они коммерческие фирмы.

Между тем, нередки и случаи, когда казачьи организации, зарегистрированные как общественные, в графе «род деятельности» не стесняясь указывают коммерческую. В Волжском некоммерческая организация «Станица Казачья» свою деятельность представляет так:

«Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, неспециализированная оптовая торговля незамороженными пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями».

– А что тут такого? – удивляется атаман станицы Константиновской Вячеслав Кувакин. – Вот в Краснодарском крае станицы и торгуют, и хлеб выращивают, как-то надо выживать!

Чтобы «выжить», станицы появляются уже внутри городов. Несколько домов в Волжском организовали станицу "Вольную". И та же коммерческая деятельность! А у множества НКО вид собственности представлен, как частная.

Национальный интерес

Есть и такие деятели в Волгограде, которые призывают определить новую национальность. Даже песню про это сочинили, которая заканчивается словами: «Всероссийская перепись населения. Графа «Национальность» – «казак».

– Перепись предоставляет человеку право указывать в графе «национальность» все что угодно, – комментирует социолог Михаил Анипкин. – Если казаки хотят называться казаками – это их решение.

– Истинные казаки – это люди, сохранившие казачий культурный код, пронеся его через десятилетия расказачивания и репрессий, – считает писатель Юрий Войтов. – 12 казачьих войск было у государя. Он ими гордился, они были своеобразным «оберегом». А сейчас что? Всю жизнь проживший в Волгограде деятель культуры ходит в чине казачьего полковника... Если уж возрождать казачество, так не словом, а делом, и на земле, а не на асфальте. Нужно, чтоб казак пошел на землю, где он прежде и жил.

К такого рода казакам, не променявших землю на асфальт, можно отнести фермеров Анатолия Епифанова из Суровикинского района и Александра Егорова из Иловлинского. Чистопородные лошади донской породы, выращенные на их фермах, уже прославляют область на конных соревнованиях, они частые спонсоры различных казачьих мероприятий.

– Мы не можем сказать: государство, дай нам на возрождение казачества, – говорит Александр Кривенцов. – Поэтому денежный вопрос очень тонкий. Государство должно поддерживать казачество не за «красивые глаза», а за конкретные программные действия, за ту помощь, что казаки могут (и главное – хотят!) оказывать. А среди так называемых "коммерческих" станичников я не помню ни меценатов, ни спонсоров. Нельзя использовать титул казака для личной наживы.

Есть конкретные примеры, когда казачьи организации зарабатывают не на торговле табачными изделиями, а на организаторском таланте. Так, молодежная казачья организация «Донцы» выиграла грант, который направит на проведение фестивалей и конкурсов среди молодого поколения. Кому как не им продолжать традиции, используя опыт старших поколений, но главное – помнить: казачество – это особый склад мышления, образ жизни и определенный долг перед Отечеством.

DNG