Кладбище мамонтов ищут дайверы в Волгоградской области

В конце июля этого года ученые и дайверы отправились на границу Волгоградской и Астраханской областей. Разведывательная экспедиция работала в районе Райгорода и Черного Яра и принесла неплохие результаты. В сентябре-октябре начнется второй этап исследований с применением современной техники. В экспедиции побывала корреспондент «Волгоградской правды».

«Падающий» берег открывает тайны

Пейзаж правобережья Волги в районе Райгорода пугающий и таинственный. Там, где Волга делает поворот, – пустая, безжизненная кромка земли. Наверху виднеются брошенные дачи, внизу – осыпающийся берег и зыбучие пески. Под ними заметны отложения глины, которые выходят на поверхность. Если одинокий случайный рыбак наступит на мнимую твердь, он может завязнуть и не выбраться без посторонней помощи.

– Это так называемые «шоколадные» глины, – поясняет заведующий отделом Всероссийского научно-исследовательского геологоразведочного института им. Карпинского, кандидат геолого-минералогических наук Андрей Застрожнов. – Контакт между глинами и подстилающими породами наклонен под углом 8-15°, поэтому здесь происходят оползни.

В экспедиции объединились геологи и палеонтологи из Петербурга, а также волгоградские дайверы. Ученым интересно выяснить подробности возможного берегообрушения, а также провести палеонтологические исследования. Присутствие дайверов не случайно. По просьбе ученых они прибыли на короткое время, чтобы еще раз обследовать место, где были найдены самые масштабные в области останки древнего мамонта. Оползни в этом случае сыграли свою положительную роль: в осыпающихся обрывах можно обнаружить остатки древних растений и, как выяснилось, древних животных.

– Скорее всего, останки мамонта осыпались вместе с землей и лежат на дне, – говорит дайвер Владимир Радохлеб. – Их случайно обнаружил подводный охотник Андрей Татаров. Когда он погрузился на глубину 15 метров, его внимание привлек необычный предмет.

– Первая мысль была, что это просто бревно. Потом смотрю, очень четкие формы, а при близком рассмотрении – да, видно годичные кольца на срезе у него. В голову сразу пришло – это бивень! – рассказывает о неожиданной находке Татаров.

Чтобы вытащить на сушу бивень в полцентнера, пришлось изрядно потрудиться. Ученые уже смогли определить, что 30-килограммовый бивень принадлежал взрослому самцу, а локтевая кость, также найденная Татаровым, несмотря на впечатляющие размеры, – пятилетнему детенышу. По предположению палеонтологов, найденные особи обитали в районе нынешней Волги по меньшей мере 100-120 тысяч лет назад. А утонули они, скорее всего, во время весеннего половодья, когда пытались перейти реку вброд. Причем речь идет не о единичных случаях, а о гибели целого стада древних млекопитающих, считают ученые.

Есть вещдоки!

На глубину более 15 метров без акваланга и подводного фонаря не погрузиться, так как на глубине Волги слишком темно и много взвеси. Ныряльщики уверены: без специального прибора, отсасывающего песок, не обойтись. Он широко применяется в подводной археологии, но использовать его в поисках возможно будет лишь после подтверждения новой находки. Слишком, говорят, серьезные затраты. Но пока удалось обнаружить лишь фрагменты костей. Ученые исследуют зоны обрыва, в надежде найти в сколах еще что-нибудь интересное.

– Очень велика вероятность того, что в районе Райгорода и Светлого Яра можно еще обнаружить останки древних животных, ведь здесь проходит тектонический разлом, – говорит палеонтолог Александр Ярков. – За последние 15-20 лет ничего подобного в Волгоградской области не находили. Я имею в виду именно вещественные доказательства пребывания здесь хазарских слонов, являющихся предками мамонтов. Исследования, касающиеся этого периода существования земли, очень интересны. То, что мамонты «потоптались» на нашей земле, факт. Я увлекся этой темой, когда сам нашел кость мамонта в районе Мокрой Мечетки. Повезло.

Дно в этом районе песчано-глинистое. Луч фонарика высвечивает еще одну кость. Ее осторожно поднимают на поверхность, тщательно упаковывают. Она станет объектом исследования палеонтологов.

Куда ушли слоны?

По версии палеонтологов, которая подтверждается конкретными фактами, в районе Светлого Яра проходили пути миграции древних животных. Потепление сменилось похолоданием, и слоны покрылись шерстью. А когда начали таять ледники, они стали продвигаться на север и дошли чуть ли не до Сибири. По сей день сибирские жители находят сохранившимися целые трупы и скелеты этих животных. Как убежден палеонтолог Ярков, в вымирании мамонтов повинны в большей степени древние люди.

– Они загоняли их в ямы, убивали и использовали в пищу, – утверждает ученый.

С ним не согласен его коллега из Петербурга Алексей Покровский.

– Версий, на самом деле, множество, – говорит Алексей. – Мамонтов могло истребить и обледенение, и выброс радиации из космоса, и непонятная эпидемия.

Хотя версию об уничтожении людьми мамонтов тоже отрицать нельзя. На черепе мамонтенка Жени, обнаруженного в Арктике, были раны, причиненные орудиями человека. Так что, подводит итог Покровский, возможно все. А то, что численность мамонтов не так уж и велика, факт. Тем ценнее волгоградские находки и, как надеются члены экспедиции, возможно, главные уникальные экспонаты еще не обнаружены.

Кстати, в Волгоградской области нередки случаи находок останков древних бизонов.

– Можно не обольщаться подводными находками, – говорит Ярков. – Кости очень хрупкие, разлагающиеся от воздействия воды. Некоторые мне приходилось даже склеивать.

По словам палеонтолога, для научного мира останки мамонтов представляют особую ценность, гораздо большую, чем других древних животных. Кстати, по закону поднимать останки древнейших обитателей земли имеют право только лицензированные организации.

Сам Александр Ярков мечтает о коллекции бивней в музее Волжского гуманитарного института, директором которого он является. Ярков очень надеется на удачный исход нынешней экспедиции.

Трудно быть первыми

Опередить «черных археологов», которые сделали останки древних животных средством незаконного личного обогащения – главная задача ученых. Экспедиционная лодка медленно движется вдоль берега. Обрывы рассматриваются в бинокль, фотографируются. Особое внимание приковано к месту, где уже обнаружили останки мамонта дайверы. Но «шоколадные» глины надежно прячут свои сокровища.

– Мы уже не первый год работаем в этом месте, – говорит геолог Андрей Застрожнов. – Я думаю, объединенная разведка с палеонтологами поможет нам в обоюдных научных разработках. Нам важен возраст земных пород, им – возможность обнаружить останки древних животных. Работа ведется слаженно и, похоже, даст результат.

Уже сейчас разработана своеобразная «карта» возможных мест пребывания мамонтов. После подготовленного отчета планируется еще одна экспедиция с привлечением дайверов. Ее сроки определятся позже, одно можно утверждать точно – это будут осенние месяцы с более прозрачной волжской водой.