«Коммуналка» по особому тарифу

Госжилнадзор помог вернуть волгоградцам в 2013 году более 11 миллионов рублей. В прошлом году волгоградцы чаще всего жаловались в Госжилнадзор на начисление платы за коммунальные услуги, – рассказала в беседе с корреспондентом «ВП» руководитель Государственной жилищной инспекции Волгоградской области Надежда Каминская.

В прошедшем году в надзорный орган поступило 19 тысяч обращений, это в два раза больше, чем в 2012 году и в пять раз – по сравнению с 2011 годом. Чаще всего волгоградцев интересовали вопросы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги. По итогам проведенных в прошлом году проверок гражданам была возвращена излишне начисленная сумма – более 11 миллионов рублей.

– В сентябре 2012 года был введен новый порядок применения оплаты за коммунальные услуги, который отменил предыдущий, – пояснила Надежда Каминская. – Появилось понятие – общедомовые нужды, к чему граждане были не готовы. При этом изначально управляющие компании делали не всегда обоснованные начисления по этой позиции. Чтобы остановить резкое увеличение цен за услуги, на региональном уровне было принято постановление об ограничении роста платы за коммунальные платежи. А затем мы дали ряд предложений по усовершенствованию этих правил на федеральный уровень, которые были приняты в мае, что помогло устранить социальную напряженность населения.

Среди популярных обращений в адрес Госжилнадзора – вопросы по стандартам раскрытия информации. Согласно законодательству управляющие компании обязаны информировать граждан о результатах своей деятельности, но в том объеме информации, который коммунальщики предоставляют, жители не всегда могут разобраться.

– Долгое время не были утверждены формы, по которым управляющие компании должны отчитываться, – прокомментировала Каминская. – Поэтому в балансе хозяйственной деятельности сложно было найти свой дом и свои деньги. Недавно формы наконец-то были утверждены и в этом направлении появилась прозрачность.

Как отмечает Надежда Каминская, в последнее время поступает все больше объективных жалоб, что свидетельствует о растущей грамотности населения в сфере ЖКХ, однако при этом граждане все еще не хотят заниматься вопросами управления имуществом.

– Система формирования жилищных правоотношений подразумевает три стороны – государство, компании, которые оказывают услуги в сфере ЖКХ, и собственники, – отметила руководитель инспекции. – Но, к сожалению, не всегда наши граждане готовы стать полноценными участниками этой системы. Долгое время у них была одна обязанность – вовремя оплачивать, а все остальное было за государством. После того как прошел период приватизации, началась реформа ЖКХ, большая часть прав и обязанностей была отдана собственникам, но население оказалось не готово в полной мере к управлению собственным имуществом.

Надежда Каминская напомнила о том, что региональное правительство регулярно организует для населения бесплатные семинары по вопросам ЖКХ, в том числе с участием Госжилнадзора. И посетить их может любой желающий.

Цифры в тему

В 2013 году сотрудники Государственной жилищной инспекции Волгоградской области провели 5320 инспекционных проверок. По их результатам возбуждено 2000 административных дел и выдано 4924 предписания об устранении нарушений. По результатам рассмотрения административных дел вынесены постановления о назначении административного наказания в виде штрафа на общую сумму 27 млн 914 тысяч рублей, взыскано в бюджет 20 млн 34 тысячи рублей.