Коммунальные дружинники придут на помощь

Собственники жилья вправе самостоятельно решать, сколько и за что платить. В 2013 году в Волгограде начал работу региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ. Он объединил общественные организации, которые занимаются жилищно-коммунальными проблемами. Насколько эффективным может быть механизм общественного контроля в данной сфере и какие задачи он позволяет решать жильцам? Об этом мы беседуем с одним из активистов регионального общественного контроля, председателем совета многоквартирных домов Тракторозаводского района Сергеем Ваховским.

Сергей Александрович, с чего вдруг решили взяться за такую нелегкую задачу как общественный контроль в сфере ЖКХ?

– За эту работу мне пришлось взяться в 2012 году. Тогда в Волгограде муниципалитет инициировал создание домовых советов. В моем доме тоже появилось объявление о проведении собрания с соответствующей повесткой. В указанное время мы, жильцы, вышли и стали ждать, кто к нам подойдет и что скажет. Но никто так и не появился. Тогда я и еще несколько инициативных граждан подумали: зачем нам ждать кого-то от управляющей компании или представителя непонятно чьих интересов, когда мы сами можем справиться с этой работой? Кому отстаивать наши права, как не нам самим? Так у нас в доме по улице Дзержинского, 15 в Тракторозаводском районе появился домовой совет. Мы подали пример соседним домам – по улице Дзержинского, 13, 11, 7, 5, Шурухина, 26. Территориально это единый квартал, и большинство коммунальных проблем здесь легче решать сообща, что мы сейчас и делаем.

А как вы пришли к мысли о сотрудничестве с региональным центром общественного контроля в сфере ЖКХ и бесплатном консультировании на его площадке обратившихся за помощью граждан?

– За время работы мы накопили достаточный опыт взаимодействия с управляющими организациями, надзорными инстанциями, органами исполнительной власти. И нам есть чем поделиться с другими собственниками помещений в многоквартирных домах. В то же время, для того чтобы идти вперед и вникать в тонкости коммунальных новшеств, нам и самим необходимо взаимодействие с коллегами-общественниками. К тому же в составе общественного движения «Твоя Спартановка» нам легче обращать на свои проблемы внимание представителей власти.

Какие коммунальные проблемы сейчас больше всего тревожат жителей многоквартирных домов?

– Если не считать извечных жалоб на качество содержания жилищного фонда и расчет платежей, то их две: установление размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и необходимость определиться с отчислениями на капремонт. Не только жильцы – далеко не все председатели домовых советов ясно осознают, что именно собственники помещений должны решать, кому и сколько платить. Например, осенью прошлого года в областном центре разгорелся скандал с увеличением тарифов на содержание и ремонт жилья. Как известно, соответствующее постановление администрации Волгограда касалось только нанимателей жилых помещений – не собственников. Однако многие управляющие организации, словно по сигналу, также пересмотрели размеры своих тарифов. Но они не имели права это делать, потому что в соответствии с Жилищным кодексом размер этой платы может пересматриваться только решением общего собрания собственников.

Управляющие компании должны в соответствии с постановлением Правительства № 416 предложить обоснованный тариф и принятый общим собранием собственников. Но они игнорируют эти обязанности и занимают выжидательную позицию. Не провели собрание и по умолчанию приняли муниципальный тариф.

Проблема, однако, в том, что многие собственники, хоть и чувствуют подвох в том, что касается установки размера платы, все же не могут понять, в чем именно он заключается.

– Дело чаще всего в том, что управляющие организации стремятся навязать жильцам максимальный перечень работ, который входит в понятие содержания жилья и за который необходимо платить. То есть если начать досконально разбираться, за что же приходится платить, то выяснится, что жильцы оплачивают уборку подъездов пять раз в неделю, также каждодневную уборку придомовой территории и так далее. Но мы же видим, что и сколько убирается у нас на самом деле. Почему бы тогда не предложить управляющей компании включить вместо пятидневной, например, трехдневную уборку? По сути, на практике останется то же самое, а суммы в платежках – уменьшатся. При этом если управляющая компания не окажет какие-либо услуги, которые входят в минимальный перечень работ по содержанию общего имущества, пусть в конце месяца производит перерасчет. Сейчас мы как раз и добиваемся такой системы работы.

Не кажется ли вам, что все это хорошо лишь в теории. На практике же просто нереально добиться подобного.

– Чтобы это работало, положение об общественном контроле должно быть прописано в договоре управления. Не подмели в подъезде – мы составили соответствующий акт в адрес управляющей компании, не вывезли мусор – еще акт. А по итогам месяца все несделанное суммируем и получаем перерасчет. К тому же в договоре управления должен быть определен состав общего имущества – не типовой, а именно каждого конкретного дома. То есть должна быть зафиксирована площадь общего имущества, особенности системы отопления, отсутствие мусоропроводов и так далее. Ведь только в этом случае можно понять, за что именно мы платим. Думаю, большинство жильцов готово платить, если будет понимать, за что именно нужно отдавать деньги. Договор управления со всеми этими пунктами мы предложили своей управляющей компании и сейчас добиваемся, чтобы он был подписан.

Есть предложение развивать общественный контроль при помощи создания института коммунальных инспекторов. Они действительно могут помочь жильцам?

– Сейчас мы создали общественный совет, в котором есть комитет общественного контроля и ЖКХ. Его задача – непосредственно взаимодействовать с управляющими компаниями по всем вопросам содержания жилого фонда, грамотно отстаивать интересы собственников. Помимо этого, выходить по адресам обратившихся жильцов, проверять их жалобы. Если будут выявлены нарушения договорных отношений, общественный совет составит соответствующий акт и будет помогать жильцам добиваться, чтобы управляющая компания выполнила свои обязательства.

Но разве не этим самым занимаются контрольные и надзорные органы?

– Речь не идет о том, чтобы каким-либо образом подменять работу надзорных органов. Наоборот, мы хотим помочь им. Приведу пример. По закону надзорные органы обязаны о своей проверке уведомить управляющую компанию. И последние часто успевают, так сказать, подготовиться. Подмели, что-то подлатали, подмазали, подкрасили – вроде бы к приезду проверяющих все выглядит более-менее благополучно. А на следующий день снова ничего этого нет. И только сами жильцы и представители общественности могут контролировать каждодневную работу коммунальщиков. Думаю, если эта модель работы зарекомендует себя, ее возьмут на вооружение и в других районах Волгограда.