Коммунальный экстрим

В популярную поговорку про две беды в России давно пора добавить еще одну – ЖКХ. Причем в рейтинге основных проблем жителей страны коммуналка с полным правом может претендовать на первое место в списке наших бед.

Все течет – ничего не меняется
В Волгограде старожилы дома № 6 по проспекту Героев Сталинграда утверждают, что за полувековую историю существования их пятиэтажки не было произведено ни одного капитального ремонта. Жильцы сегодня живут словно на пороховой бочке: «рвануть» может в любой квартире и в любой момент. «Ниагарские водопады» здесь не редкость, на последних этажах в дождливые дни спят под клеенкой, на стенах грибок и плесень, сгнившая электропроводка недавно уже стала причиной возгорания... Жильцы надеялись, что первая в их истории управляющая компания «Жилсоцгарантия» начнет претворять свои обещания в жизнь. Но забота коммунальщиков, по словам жильцов, ограничилась тем, что их стали вынуждать устанавливать видеодомофоны. От них жильцы с трудом, но отбрыкались. Они умоляли новых «хозяев дома» заменить гнилые трубы. Вместо этого УК установила на протекающее ржавье счетчики, и стоимость квартплаты сразу же резко возросла. Этой наглости жильцы простить не смогли и поменяли УК. Год назад свой дом они доверили ООО «Волгстрой Плюс». Но жизнь жильцов, по их словам, стала только хуже.
– Я была в шоке, когда мягкой тряпочкой тихонько протерла чугунный стояк в ванной, и в руке у меня оказался ржавый кусок трубы, – рассказывает пенсионерка Галина Жигалова. – Посмотрите, что творится в наших подвалах 2-го, 3-го, 4-го подъездов. Без резиновых сапог там делать нечего. Из прогнивших труб фекалии сочатся и парят, а уж как воздух «озонируют», словами не передать. Из-за сырости в квартирах нет спасения от комаров, но не это самое страшное. Из-за этих не просыхающих зловонных подвальных рек размывается фундамент дома. На стенах дома уже начали появляться трещины.
Некоторые жильцы, не надеясь на милость управляющей компании, сами пытаются решить проблему и меняют трубы в своих квартирах, но локальные ремонты – это не решение проблемы. Кроме того, не так-то просто найти слесарей, которые подпишутся на такую работу: «У вас ни трубы, а труха. Только тронь – и бед не оберешься. Да и как присоединить новую трубу к гнилушке? Обращайтесь в свою управляющую компанию».
– И обращались, а что толку, – вздыхает Галина Максимовна. – Я с 4 августа хожу туда практически как на работу и оставляю каждый раз по два заявления о том, что нужно срочно принимать меры, иначе случится беда. И руководитель Екатерина Анатольевна Кабанова мне не отказывает: «Надо все просчитать по замене трубы». Месяц считали. «А теперь материалы будем закупать?» Еще месяц ушел. Потом сварщиков не могли найти.
Караул, тонем
Слесарь УК появился, только когда ситуация стала критической.
– Пятого декабря от меня полилось на соседей снизу, – рассказывает Галина Максимовна. – При этом у меня в квартире все было сухо. Тут и специалистом не нужно быть, чтобы понять, что дыра в трубе образовалась где-то в перекрытии.
По словам жильцов, слесарь начал обследование с квартиры Жигаловой, продолбил пол в ванной вокруг трубы, убедился, что полная гниль, поднялся на этаж выше, и только тронул трубу, как из нее хлынула вода. Холодный душ хлестал полтора часа. Вскоре появились сварщики, экстренно командированные управляющей компанией. От всей души матерясь на тему: «Да тут все менять надо, начиная с подвала», они протянули трубу с пятого на четвертый этаж.
– Я им говорила, нужно и на третьем этаже у Жигаловых трубу поменять, а они в ответ: «И так сойдет», – вспоминает жительница 4-го этажа Антонина Горелова. – Им хорошо, они отчитались, что все в порядке, а Жигаловы ко мне второй месяц за водой и в туалет ходят. Это просто беда. Супруг Галины Максимовны инвалид, у него три инсульта было, он едва на ногах стоит, а ему приходится такие издевательства терпеть.
В гости по нужде
Для деликатной Галины Жигаловой, которая больше 40 лет проработала преподавателем английского языка, занимала должность завуча в школе, регулярно обращаться с такими просьбами стыдно, но деваться некуда.
– Вот сегодня одной соседки не было дома, другая в церковь ходила, и нам с мужем-инвалидом пришлось в прямом и переносном смысле слова по большой нужде идти к моей подруге в дом по соседству, – говорит Жигалова. – С 15 декабря длятся наши мучения. За это время я не слила ни капли воды в канализацию. Тарелки мою – воду собираю в ведра и выношу на улицу. С кастрюлями и сковородками, стирками сложнее – прошусь к знакомым. Купаться ходим к друзьям. Это не жизнь, а ад. А в управляющей компании на просьбу о ремонте с невозмутимым видом отвечают: «Мы же вам все сделали».
Галине Максимовне ничего не стоит повернуть кран на трубе и начать пользоваться благами цивилизации. В ее квартире все было и будет сухо, а вот у соседей возникнут проблемы, и тогда скандал неминуем. По словам Жигаловой, в МУ ЖКХ Красноармейского района, куда она обратилась с жалобой, ей посоветовали прекратить деликатничать: «Пусть течет на соседку, конечно, она поднимет шум, может, тогда ваша управляющая компания зашевелится».
Руководитель управляющей компании Екатерина Кабанова считает, что проблема Жигаловой надуманная, она просто шантажирует их своим «бедственным положением» и хочет добиться от управляющей компании проведения у себя в квартире капитальной замены коммуникаций. Кроме того, Екатерина Анатольевна пыталась нас убедить, что «своеобразную» Галину Максимовну многие соседи терпеть не могут. Мы не знаем, благодаря каким источникам сложилась такая характеристика на Жигалову, но вместе с ней мы обошли множество квартир в доме, и везде нас встречали как дорогих гостей. Если бы Галина Максимовна пользовалась дурной репутацией, нам бы просто не открывали двери.
Для того, чтобы доказать правоту своих слов, Екатерина Кабанова после нашего разговора направила слесаря УК для проведения рискованного эксперимента. В квартире Жигаловой открыли воду – все сухо, затем несколько ведер вылили в унитаз и пошли смотреть, есть ли протечка в квартире снизу – там все в порядке. Следовательно, напрашивается вывод, что Жигалова не права.
– Хотелось бы добавить маленькое уточнение. У меня в ванной ничего не капало и не текло, я это подчеркивала постоянно, а где-то в перекрытии появлялась течь, и заливало соседку из 7-й квартиры. Но слесарь пошел инспектировать 6-ю. Так в чем был смысл этого эксперимента, я так и не поняла, – говорит Галина Жигалова. – К тому же Кабановой я не раз говорила, что решить проблемы нашего дома может только капитальный ремонт. Предлагала: давайте помогу собрать подписи жильцов, что нужно, мы вам поможем, но, похоже, что, кроме нас, это никого не волнует. Управляющая компания хочет только деньги с нас собирать и при этом ничего не делать.
– Мне за декабрь принесли квитанцию, у меня аж давление подскочило – 4 с лишним тысячи за двухкомнатную квартиру, а у меня пенсия 6,5, – рассказывает пенсионерка Ольга Самодурова. – Как жить? Это же кошмарные суммы. В домах по соседству, где другие управляющие компании так не наглеют.
Мы сравнили несколько квитанций об оплате коммунальных услуг в различных управляющих компаниях. Только один, но самый показательный пример: норматив по отоплению в многострадальном доме по пр. Героев Сталинграда, 6 в четыре раза выше, чем в доме по ул. 50 лет Октября.
Кто хочет, тот добьется
Единственная на сегодняшний день возможность кардинального решения проблем домов, десятилетиями не видевших капитального ремонта, включение в федеральную программу.
– Как только мы получили сообщение о том, что программа капитального ремонта будет реализовываться в 2012 году, разослали факсы во все управляющие компании, ТСЖ, ЖСК, – рассказывает начальник производственного отдела МУ ЖКХ Красноармейского района Наталья Алексеева. – Сейчас практически все управляющие компании готовят пакеты документов, постоянно консультируются, что нужно, как правильно оформить. Но Екатерина Анатольевна к нам не обращалась даже за тем, чтобы узнать, какие документы необходимы. К нам часто приходят жильцы этого дома с жалобами на бездействие управляющей компании. Выхода два – заставить работать или перейти в другую.