«Красноярский Маресьев» стал Героем Советского Союза в Сталинграде

Символично, что в год столетия Алексея Маресьева стали много говорить о наших соотечественниках, которые продолжали воевать, несмотря на тяжелые ранения и увечья

Конечно, прежде всего, летчиков. Их, видимо, из-за любви к «штампам», почему-то называют «маресьевцами». Это не совсем правильно и справедливо. У каждого из них была своя не менее сложная и не менее прекрасная судьба. Жизненный путь одного из них – Героя Советского Союза Георгия Кузьмина – напрямую связан именно с нашим городом-героем.

Георгий Кузьмин родился 21 апреля 1913 года в селе Нагорное современного Саянского района Красноярского края. Окончил семилетку, в 15 лет вступил в комсомол, работал в колхозе. В 1930 году Саянским РВК призван в Красную Армию и направлен в Вольскую военную школу авиационных техников.

После окончания учебы с 1932 года служил в Сибири и на Дальнем Востоке авиатехником. Участвовал в боях на реке Халхин-Гол летом 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военную школу летчиков. Биография вполне обычная, но необычным стало время, когда он жил.

22 июня 1941 года старший лейтенант Георгий Кузьмин – командир звена 161-го истребительного авиационного полка. 27 июня, в седьмом за день боевом вылете, в районе города Лепель (западнее Витебска) сбил бомбардировщик Ю-87. Когда боезапас был израсходован, таранил второй немецкий Ю-87.

"Красноярский Маресьев" стал Героем Советского Союза в Сталинграде

Свою поврежденную машину И-153 "Чайка" приземлил на аэродром. Это был один из первых в годы войны успешных таранов, когда летчику удалось не только сбить самолет противника, но и сохранить свою машину.

19 ноября 1941 года в районе Ельца в воздушном бою с девяткой бомбардировщиков Кузьмин был сбит и совершил вынужденную посадку. Раненный в ноги, попал в плен, смог совершить побег из лагеря военнопленных и почти месяц воевал в партизанском отряде. После возвращения из-за линии фронта Кузьмину ампутировали ступню левой ноги и треть ступни правой (последствия ранения и обморожения). Но он научился ходить в специальной обуви на протезах и вернулся в строй.

Боевая работа в огненном небе

С лета 1942 года Георгий Кузьмин воевал под Сталинградом. Считается, что именно здесь со всем блеском проявился талант Кузьмина как летчика-истребителя. Видимо, сослуживцы скрывали от более высокого армейского начальства тот факт, что в полку воюет летчик-инвалид. Во всяком случае в официальных документах о его ранении говорится весьма и весьма "дипломатично".

Так, в наградном листе на капитана Кузьмина Г. П., заместителя командира эскадрильи 274-го истребительного авиационного полка, подписанного 5 июля 1942 года командиром полка капитаном Михаилом Мякушевым и военным комиссаром Федором Микрюковым, говорится: "В ноябре 1941 года при штурмовке войск противника был ранен в ногу и имеет хромоту". А далее читаем:

"С 9 июня по 5 июля 1942 года на самолете Як-1 имеет 42 боевых вылета... Вел 13 воздушных боев. Сбил 7 самолетов противника (на сбитые самолеты имеются подтверждения). Всего с начала войны с германским фашизмом имеет 71 боевой вылет... На самолете МИГ-3 имеет 29 боевых вылетов, сбил в воздушных боях два самолета противника... Достоин правительственной награды - ордена Ленина".

Орден Ленина Кузьмин не получил - командующий 2-й Воздушной армией генерал-майор Степан Красовский решил, что он достоин только ордена Красного Знамени.

10 февраля 1943 года командир 239-го ИАП майор Алексей Курочкин подписал представление командиру авиаэскадрильи капитану Георгию Кузьмину на звание Героя Советского Союза. Вот выдержки из этого документа:

"Участвует в Отечественной войне с 22 июня 1941 года. Смелый летчик-истребитель, отлично владеющий техникой пилотирования. За время боевой работы лично произвел 270 боевых вылетов... Провел 90 воздушных боев, при которых лично сбил 15 самолетов противника и 6 самолетов в групповом воздушном бою. Штурмовыми действиями по войскам противника лично уничтожил 5 средних танков, 20 автомашин, 2 зенитные точки, до 50 солдат и офицеров...

За время войны был трижды ранен, из них два раза тяжело, имея хромоту, продолжает героически бить врага.

22 января 1943 года, пилотируя пятеркой над своими войсками, встретил 14 самолетов противника. Грамотно организовал и завязал бой, в результате которого было сбито 6 самолетов противника, из которых лично сбил капитан Кузьмин 2 самолета. Об этом воздушном бое сообщалось Совинформбюро. 27 ноября 1942 года в сложных метеоусловиях по приказанию генерал-майора Хрюкина (командующий 8-й Воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин. - Прим. авт.) произвел разведку войск, дав точные данные о наличии противника и об исходном положении нашей конницы в районе Котельниково. 28 января 1942 года в составе звена врезался в строй бомбардировщиков, нарушил их боевой порядок, заставил побросать неприцельно бомбы. В этом бою лично сбил 2 самолета противника".

Хотелось бы еще раз обратить внимание читателей на фразу: "За время войны был трижды ранен, из них два раза тяжело, имея хромоту, продолжает героически бить врага".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года капитану Кузьмину Георгию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 931). Он стал первым Героем Советского Союза среди тех отважных советских воинов, кто воевал, будучи фактически инвалидом.

Последний бой: до линии фронта недотянул...

С мая 1943 года майор Георгий Кузьмин назначается помощником командира легендарного 9-го гвардейского истребительно-авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. Он летал на самолетах Як-1 и "Аэрокобра".

9-й ГИАП по своим боевым заслугам не имел себе равных в ВВС Красной Армии. Он вошел в историю как "полк советских асов". В его составе воевали 28 Героев Советского Союза, а четверым это высокое звание было присвоено дважды.

18 августа 1943 года, в День Воздушного флота СССР, гвардейцы несколько раз поднимались в воздух. При сопровождении шутрмовиков Георгий Кузьмин был ведомым у командира полка Героя Советского Союза подполковника Анатолия Морозова. Он прикрывал командира, сбил вражеский истребитель, но и сам был подбит. Опытный летчик хотел дотянуть до линии фронта, но двигатель заглох, ему пришлось выброситься с парашютом. К несчастью, купол парашюта загорелся и Георгий Кузьмин погиб.

Георгия Кузьмина называют "красноярским Маресьевым", память о выдающемся летчике хранят на его малой родине и в музее-заповеднике "Сталинградская битва". Уверен, что после Года Маресьева память о людях с такой судьбой будет еще крепче.

Фото автора, www.krskstate.ru

Поделиться в соцсетях