Крути педали: культовые советские велосипеды

  • Крути педали: культовые советские велосипеды
  • Крути педали: культовые советские велосипеды
  • Крути педали: культовые советские велосипеды
  • Крути педали: культовые советские велосипеды
В СССР было множество моделей велосипедов, которые пользовались особой любовью среди детей и взрослых. Одни их названия - "Кама", "Урал", "Турист" - пробуждают ностальгию.

«Орленок»

«Орленок» был подростковым велосипедом, а значит, почти взрослым. Немного изогнутая рама была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орленок», ты мог больше не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец его сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии.

Еще один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история…

«Турист»

Шоссейные велосипеды – «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» – четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль. Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо.

У «Туриста» в заводской комплектации были насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники – динамомашиной.

Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились все на том же «баране».

«Кама»

Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80?х он стоил 100 рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди.

У «Камы» был очень современный и стильный профиль, масса других достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать ее настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, отсутствовала горизонтальная рама, а колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».

Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились трещотки из картона. «Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. На крылья крепились брызговики из резины или линолеума. Хотя у нас «на районе» считалось, что «Кама» круче без крыльев.

«Урал»

«Урал» – нестареющая классика. Неубиваемый, тяжелый, этот велосипед на протяжении десятилетий служил верой и правдой. Он не боялся ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы. На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки.

На «Уралах» не форсили, их не обклеивали наклейками и не обвешивали катафотами – несолидно. Зато у него были аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.

Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком. «Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного» велика.

Фото softmixer.com

Поделиться в соцсетях