Крылатые разведчики России

Крылатые разведчики России
Завтра, в день столетия российских ВВС, встретит свой юбилей и авиационная разведывательная эскадрилья, базирующаяся в Калачевском районе.

Отдельный разведывательный авиационный Витебский Краснознаменный ордена Кутузова III степени полк сформирован был в начале августа 1942 года. Базировался он тогда на аэродроме Горощино, западнее Торжка. В составе Третьей воздушной армии полк прошел славный боевой путь до Кенигсберга. Около двух лет назад он был преобразован в разведывательную авиационную эскадрилью в составе авиационной базы.

Десять героев

Почетное звание «Витебский» было присвоено полку авиационной разведки за успешное обеспечение Витебской наступательной операции советских войск. А орденом Кутузова он был награжден в 1944 году за обеспечение разведывательной информацией Шяуляй-Митавской наступательной операции.

Всего таких операций в годы войны было в истории полка двенадцать. И уже на исходе войны он обеспечивал боевые действия по ликвидации Курляндской группировки врага, вплоть до ее капитуляции в полночь с 8 на 9 мая 1945 года.

Сто двадцать четыре военнослужащих полка – летчиков, штурманов и стрелков-радистов – погибли в годы войны. Были потеряны сорок боевых самолетов Пе-2 и один учебный – По-2, сбитый при вылете к партизанам.

Более 400 человек личного состава полка были за время войны награждены орденами и медалями, а девяти лучшим летчикам и штурманам было присвоено высокое звания Героя Советского Союза. Вспомним их поименно: Владимир Свирчевский, Николай Самохин, Георгий Бахвалов, Михаил Зевахин, Яков Орлов, Михаил Глебов, Тимофей Саевич, Иван Русанов, Сергей Моисеенко.

Михаил Степанович Зевахин погиб во время войны. В 1972 году приказом министра обороны СССР он был навечно зачислен в списки первой эскадрильи полка авиационной разведки. Остальные восемь героев сражались до конца войны, встретили Победу в боевом строю. Но сейчас они уже ушли из жизни. Последним из них, в Тамбове, в 2009 году, умер Яков Никифорович Орлов.

В 1979-1980 годах полком командовал подполковник Николай Антошкин, перешедший затем на вышестоящую работу. К моменту трагических событий в Чернобыле Николай Тимофеевич являлся начальником штаба ВВС Киевского округа. Он и возглавил авиационную операцию, направленную на ликвидацию последствий крупнейшей техногенной аварии двадцатого века, за что был удостоен звания Героя Советского Союза. Он стал фактически десятым по счету военнослужащим авиационного разведполка, удостоенным этого звания.

В 1952 году они, летчики полка, пересели с Пе-2 на ИЛ-28Р – самый массовый советский реактивный самолет того времени. Затем, в 1968 году, полк принял на вооружение самолеты ЯК-28Р и ЯК-28ПП, а еще через восемнадцать лет – самолеты СУ-24МР, которые находятся на вооружении по настоящее время.

Летчики не погибают

На протяжении сорока лет авиационный разведывательный полк базировался в Германии. А в 1993 году он был перебазирован в Волгоградскую область.

Военнослужащие полка активно участвовали в контртеррористической операции, проводившейся на Северном Кавказе. Свыше 500 боевых вылетов было там ими совершено, более ста человек личного состава полка за успешное выполнение поставленных задач награждены орденами и медалями.

Были, однако, и тяжелые потери. Так, в апреле 1999 года при выполнении летно-тактического учения погиб экипаж подполковника Коваленко. При сложных метеорологических условиях управляемый им самолет столкнулся в районе Новороссийска с горой Еременкова.

Несколько позже, при проведении контртеррористической операции в Чечне, ракетами, выпущенными одновременно из нескольких переносных зенитных комплексов, над населенным пунктом Урус-Мартан был сбит самолет майора Стукало. Экипаж катапультировался, но Константин Стукало при этом погиб.

В марте 2000 года погиб экипаж военнослужащих полка майора Казакова и капитана Курдюкова. На юге Чечни, в районе населенного пункта Беной-Ведено, в сложных метеорологических условиях их самолет столкнулся с горой.

А двумя годами позже погиб и старший прапорщик Перченко. Он был парашютистом-спасателем, входил в состав спасательной парашютно-десантной группы. По техническим причинам вертолет их упал и взорвался.

В память об этих людях ныне на территории эскадрильи установлен памятник. Он представляет собой хвост самолета СУ-24 – то, что остается от него после падения на землю. «Летчики не погибают. Они улетают и не возвращаются» – эти слова начертаны на памятнике.

«Мы первые и крайние…»

Есть и сейчас в составе авиационной разведывательной эскадрильи летчики, прошедшие через горнило боевых действий. Это, к примеру, начальник службы безопасности полетов майор Игорь Кукарцев, командир авиационного звена майор Сергей Филь. Эти опытнейшие летчики принимали участие в обеих чеченских кампаниях, а четыре года назад – и в отражении грузинской агрессии против Южной Осетии. Оба они – немногословны, как и подобает разведчикам: «Это – разведка, мы не можем многое о ней рассказывать».

– Разведка в армии всегда все начинает и заканчивает, – говорит Игорь Кукарцев. – Мы – всегда первые, и мы же – крайние (слова «последний» – летчики не говорят). Впечатления же от участия в боевых операциях – далеко не самые приятные: там стреляют! Работают штурмовики, следом за ними вылетаем мы – фотографируем результаты их работы. Труднее всего – когда кто-нибудь летел и не вернулся, а ты затем летишь туда же…

– Сейчас у нас в эскадрилье налет повысился, – рассказывает Сергей Филь. – Средний налет сейчас у летного состава – сто часов в году. Матчасть бы только подтянуть – и вообще мы в шоколаде жили бы. Кукарцев вот за год двести часов налетал, это – гораздо выше нормы. А я – сто тридцать два часа.

– Сергей, а что представляет собой жизнь летчика-разведчика?

– Четыре летные смены в неделю – вы представляете, что это такое? И каждая смена – по десять-двенадцать часов.

– Летаем и ночами, – добавляет Игорь Кукарцев. – Вчера полеты были с восемнадцати часов и до двух часов ночи. Пришел домой в четыре утра, а в восемь – уже на работу. В воскресенье, если нет наряда – выходной.

Сегодня, в честь семидесятилетия авиационной разведывательной эскадрильи в ней будет проведено торжественное построение личного состава. А завтра, в день столетия российских ВВС, в порядке исключения, будет разрешен вход гражданских лиц на военный аэродром. Жены и дети офицеров эскадрильи смогут увидеть вблизи самолеты, на которых оберегают покой нашей Родины их мужья и отцы – крылатые разведчики России...

Из досье «ВП»

День Военно-воздушных сил отмечается в России 12 августа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. В этот день в 1912 году по Военному ведомству России был издан приказ номер 397, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Поэтому 12 августа принято считать днем создания военной авиации России.

Врезка 1

Сто двадцать четыре военнослужащих полка – летчиков, штурманов и стрелков-радистов – погибли в годы войны

Поделиться в соцсетях