Крымский хан против аристократов

Ас Великой Отечественной войны Амет-хан Султан – дважды Герой Советского Союза, награжден тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды и многими медалями. Свою первую Звезду Героя он получил, сражаясь именно в сталинградском небе. О прославленном летчике рассказывает наш внештатный автор Виталий КОРОЛЕВ.

В небе Сталинграда

…23 августа 1942 года, превратив Сталинград в руины, гитлеровцы попытались навести страх и ужас на защитников города. Против отборных фашистских вояк требовалось создать не только надежный щит, но и разящий меч…

Для борьбы с фашистскими истребительными эскадрами на базе 9-го гвардейского истребительного полка создается ударная авиачасть. О боевых успехах его летчиков-истребителей генерал Тимофей Хрюкин (командующий 8-й воздушной армией) слышал с самых первых дней войны. Тимофей Тимофеевич стал лично вести подбор кадров в новую авиачасть. Это были воздушные асы в полном смысле слова, готовые в критическую минуту умереть, нежели изменить воинскому долгу.

Командующий с первого знакомства проникся симпатией к будущему прославленному советскому асу Амет-хану Султану. И не последнюю роль в этом сыграло, пожалуй, то, что когда Хрюкин предложил Аметхану (к тому времени уже командиру эскадрильи) должность командира звена, тот сразу же согласился, не оговаривая для себя никаких особых условий.

Орел на фюзеляже

Именно Сталинград стал для Амет-хана школой настоящего мастерства. Скромный, даже застенчивый на земле, он совершенно преображался в воздухе и мало имел равных себе по дерзости и упорству в бою даже среди самых известных асов. От его стремительных ударов очень редко врагу удавалось уйти безнаказанно.

Однажды к летчикам 9-го истребительного авиационного полка попали листовки с портретами гитлеровских асов. Под каждым указывалось количество сбитых самолетов, звание и происхождение летчиков. Так уж совпало, что большинство из них имели громкие титулы и аристократическое происхождение. Командир полка против всяких «фонов» да баронов решил выставить летчика тоже знатного происхождения. «С одной стороны, ты хан и можешь сказать немцам: я потомок крымского хана. А с другой – ты к тому же и Султан. Выходит, что своим аристократическим происхождением ты, Амет, их даже перекрыл!»

Истребитель Амет-хана Султана имел отличительный знак – окрашенные в желтый цвет конусы винтов, а на фюзеляже – силуэт орла. И этот орел вступил в жестокую схватку с немецкими боевыми «птицами» – украшенными черными крестами и свастикой «мессершмиттами», «юнкерсами», «хейнкелями», «фокке-вульфами». Амет-хан сражался геройски и с бесстрашием. Часто, не задумываясь, он осознанно, с риском для жизни, шел на таран.

Во время Сталинградской битвы авиаполки 8-й воздушной армии сбили 1850 немецких самолетов. 25 летчиков стали Героями Советского Союза. Это высокое звание было присвоено командиру эскадрильи гвардии капитану Амет-хану Султану.

Во время Великой Отечественной на Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах Амет-хан совершил 603 боевых вылета, участвовал в 150 воздушных боях, в которых лично сбил 30 самолетов и в групповых боях – 19. 9-й же гвардейский полк вошел в боевую летопись советской авиации под именем созвездия Героев. 26 его летчиков удостоились высшего отличия – звания Героя Советского Союза, четверо из них – А. В. Алелюхин, Аметхан Султан, П. Я. Головачев, В. Д. Лавриненков – дважды были награждены медалью «Золотая Звезда». И это только в одном полку!

Последний полет

Закончилась война. Стихией Амет-хана по-прежнему остается небо. Но теперь уже мирное. В яростные лобовые атаки самолет уже поднимать не надо. И все равно каждый вылет для него был риском для жизни. Он становится летчиком-испытателем летно-исследовательского института. Однажды Амет-хану пришлось испытывать опытное катапультное кресло. В момент катапультирования парашютиста-испытателя Головина разорвался цилиндр стреляющего механизма. Взрывом пробило топливный бак. Горючее хлынуло в кабину, каждую минуту мог произойти пожар и взрыв всего самолета. Конечно, можно было бы Амет-хану спастись катапультированием, но в задней кабине остался бы тогда парашютист-испытатель. Этого летчик допустить не мог. И, рискуя собственной жизнью, Амет-хан все-таки благополучно посадил самолет, который, к счастью, не загорелся. Он спас самолет и своего товарища.

Однако 1 февраля 1971 года Амет-хан свой самолет поднял в небо в последний раз. В испытательном полете на ТУ-16 ему не суждено было возвратитьсяна землю… Но славного Героя Великой Отечественной и летчика-испытателя помнят Крым и Дагестан, знаменитая Кача. В подмосковном Жуковском одна из улиц города носит его имя. А в Алупке ему воздвигнут величественный памятник. Амет-хан Султан – ас-истребитель, летчик-испытатель, его имя золотыми буквами вписано в славные страницы Военно-воздушных сил и советской авиации.

DNG