Ксения Вязова: как показать внутренний свет человека и стать известным фотографом

  • Ксения Вязова: как показать внутренний свет человека и стать известным фотографом
  • Ксения Вязова: как показать внутренний свет человека и стать известным фотографом
  • Ксения Вязова: как показать внутренний свет человека и стать известным фотографом
  • Ксения Вязова: как показать внутренний свет человека и стать известным фотографом

Волгоград время от времени посещают с мастер-классами и рабочими поездками знаменитые фотографы из обеих столиц. Но сегодня мы поговорим не о них, а о Ксении Вязовой – фотографе и художнице из Волгограда, покорившей Санкт-Петербург. 

«Питер – ритм. Иловля – место силы»

Как долетела?

Классно! Рейс задержали на полтора часа, и я прилетела в полдесятого вместо восьми вечера, но зато такой был закат красивый! Я просто ехала и удивлялась, почему на небе так классно, почему все такими красками сияет?

Что делаешь в Волгограде?

Приехала, так как потом долго здесь не появлюсь. Начнется сентябрь – это сезон активный в Питере. Буду путешествовать и фотографировать людей, которым давно обещала, но все не получалось этого сделать, а они очень ждут. Есть заказы, есть работа и просто те, которых давно хотелось бы видеть. Потом поеду назад в Петербург. Домой.

Едешь в Армению, чтобы отдыхать или работать?

Отдыхать, наверное. Но я не умею не работать. Сейчас списываюсь с организаторами фестиваля, на котором будут играть ребята (Ксения едет в Армению с друзьями – волгоградской группой «Хроники Края». – Прим. ред.), чтобы там пофоткать. Мы отправляемся на озеро Севан, на большой международный музыкальный фестиваль, а потом будет концерт в Ереване. И еще в это же время туда едет моя подруга Лилит с Питера. Так совпало. Будем кататься и наслаждаться красотами Армении.

Ты выросла в Иловле. Часто там бываешь?

Сейчас для меня это место силы. Там очень красивые закаты и природа. Ну и конечно, там мама, папа, сестра и все родственники. Поэтому я стараюсь заглянуть к ним, когда приезжаю в Волгоград. Иногда привожу туда людей снимать.

Часто бывают съемки в Иловле?

Бывают, но не слишком часто. Мы делали в Иловле мастер-класс этой весной. Основная задумка была в том, чтобы люди на празднике погрузились какое-то путешествие и приключение. Мы подготовили локации, за ночь напекли пиццы. Мои друзья Женя и Стас сделали наряды и украшения для моделей. Ими стали Катя и Настя, моя сестра и подруга.

Приехали 14 человек. Я очень переживала из-за яркого света, который у нас бывает летом, но все было хорошо. Все творили и во время съемки, я даже забыла обо всем.

Планировала провести еще один в августе, но мы уезжаем на фестиваль.

Много путешествуешь?

У меня стандартный маршрут Питер – Волгоград – Москва. Это я уже не считаю за путешествия, так как это – моя рабочая область. Последняя крупная поездка была, когда «Хроники края» ездили в тур по центральной России, и я была с ними. Все эти города были для меня открытием.

Волгоград или Питер?

Питер. Это движение, ритм. Я люблю ритм. Мне нравится, когда все подвижно, нет времени, когда я опаздываю, ругаю себя. Но понимаю, что мне это нравится. У меня нет ненависти к Волгограду, я его очень люблю. Но теперь мне нравится возвращаться сюда как в гости.

«Фото – не коммерция, а способ раскрыть человека»

Ты уехала в Петербург одна. Как к этому отнеслись родные?

Родственники у меня в деревне, уже привыкли к расстоянию между нами. Гриша (парень Ксении. – Прим. ред.) меня поддерживал. Он не мог поехать, а я однажды поняла, что мне пора туда. Я не признаю отношений на расстоянии, но к счастью, мы могли созваниваться и часто приезжать друг к другу. Это период был не конфликтом, а скорее глубоким переживанием. Когда не совсем понимаешь, как себя вести.

Теперь появились новые возможности, которые позволят и ему переехать.

Как ты попала в Петербург?

Первая осознанная поездка была, когда я уже познакомилась с группой «Хроники края». Они поехали в Санкт-Петербург, чтобы попробовать поиграть там и посмотреть, как заходит их музыка в другом городе, а я, чтобы попробовать остаться подольше. В Питере я мечтала жить с детства, есть что-то мне очень родное в этом городе. С ребятами мы там были три недели, ездили в Карелию, Ленобласть, было много приключений, как я люблю. А потом они уехали, а я осталась у знакомых. Маша с Глебом – мои близкие друзья, у которых я и осталась. Это был очень классный опыт, получилось пропустить город через себя. Тогда за месяц я поменяла штук десять мест жительства, потому что было стыдно оставаться у одних людей надолго. Я просто жила везде. Это были и первые коммерческие съемки в Питере.

Расскажи, какая из них тебе запомнилась больше всего.

Мне написала девушка из деревни в области. Она сказала, что у нее маленький ребенок, и они не могут приехать в Питер, поэтому если мне интересно, то я могу даже с ночевкой у них остаться. Я тогда плохо еще ориентировалась в городе и в Ленобласти, но поехала. Тогда у меня всегда при себе был огромный рюкзак. Там вещи и ноутбук, чтобы была возможность обрабатывать фотки на ходу.

И я приехала в деревню, она называлась Горки. Вышла на каком-то пустыре и иду. Не знаю куда, с этим огромным рюкзаком, снимать какую-то семью, у которой можно остаться.

Я осталась там и это была очень крутая съемка. Мы гоняли в поля на закате с маленьким ребенком. У них оказалась очень славянская, деревенская семья. Она веган. Кормила меня потом всякими вегетарианскими штучками. Эта съемка осталась яркой картинкой, после которой я поняла, что мне хорошо в тех краях, и люди, которые заказывают съемки, мне близки по духу.

Я стала чаще кататься туда, появлялись друзья и завязались разные ниточки, так что в итоге переехала.

Как тебя узнали в большом мегаполисе, где конкуренция фотографов в разы больше?

У меня есть близкая подруга Диана, она дизайнер по костюмам и в один из моих приездов получилось так, что я отсняла для нее выпускные работы. Это разные стилизованные костюмы, от русского народного, до самурайского. Был огромный проект, большой опыт и во время этого познакомилась со многими людьми, которые были моделями для проекта.

Первые разы, когда ездила, я давала объявления о бесплатных съемках, ну и случайные знакомые, друзья друзей и так далее.

Фотография – «сарафан». Ты сфоткал одного человека, он рассказал знакомым и понеслась.

Чем зарабатываешь на жизнь?

Я работаю в Питере в частной детской студии. Учу детей рисовать. Мы работаем вдвоем с девочкой Валей, которая ее основала. Она ведет взрослые группы, а я занимаюсь с детьми. Это творческая студия, а не академическая. Мы можем там руками рисовать или пеной для бритья. Все проецируется на то, чтобы развивать у детей воображение и у них тоже можно много чему научиться.

Для меня это абсолютная перезагрузка. Ты целый день сидишь за компьютером: обрабатываешь фотки, рисуешь иллюстрации, а потом вечером едешь к детям на три часа в день и там совсем другая энергия.

Есть доход и с иллюстраций, и с фотографии, но в Питере поняла, что это слишком самонадеянно и нужно найти что-то постоянное.

Ты известна не только как фотограф, но и как художник. Расскажи об этом.

Иллюстрацией я плотно занялась после знакомства с Гришей. Он тогда только начинал понимать, что хочет заниматься музыкой, а я видела тот внутренний свет, который из него идет и это стало для меня чем-то особенно важным. Я рисую эту музыку и это состояние.

Как-то раз мы сидели в беседке, он играл мелодию, а я поняла, что она цветом как небо. Так и рождаются рисунки. Из внутреннего света.

У меня есть творческий паблик, куда я выкладываю свои рисунки, он называется «Мартапрель». Это как раз время знакомства с Гришей, время музыки и приключений. Там я выкладываю работы: рисунки, открытки, брошки, которые сама делаю. Вообще, мартапрель это не время года, а состояние души.

Тебя знает вся творческая тусовка Волгограда, но среди профессиональных фотографов, о тебе не слышали. Почему так?

Я тоже не знаю никого из фотографов. А в творческой среде я живу. У меня все друзья художники и музыканты. Я беру очень мало, у меня совершенно некоммерческая съемка. Я не за деньги, а за открытость и за общение.

Для меня съемки – не заработок, а способ раскрыть человека. И пока я этого не добиваюсь, не ухожу от клиента. Поэтому мы далеки с фотографической сферой в принципе.

Ты всегда находишь с людьми общий язык или возникает недопонимание?

Такое было, когда я только начинала. У меня была не совсем подходящая целевая аудитория, но это обычный опыт. Когда ты только берешь в руки камеру, не знаешь еще, что хочешь через нее сказать. Пользуешься какими-то основными шаблонами, но потом уже реализуешься и взрослеешь как профессионал. Когда уже понимаешь, что ты говоришь, приходит и правильная целевая аудитория. Поэтому я не помню уже, когда у меня была работа с людьми, мне неблизкими по духу.

Иногда читаешь отзывы, и мурашки бегут, от того, что люди пишут, как раскрылись и полюбили себя. Понимаешь, что влияешь на человека,  не замышляя того, и все не зря.

«Мама почувствовала, чем мы с сестрой должны заниматься»

Тебе 21 год. Сколько лет ты уже занимаешься фотографией?

Наверное, класса с 10 – 11. Лет шесть не меньше. Вообще, я с раннего детства рисую, и это тоже визуальное искусство, что рисование, что фотография. Просто средства разные. Когда мы с сестрой были маленькими, мама отдала меня в художку, а сестру на языки, за что ей огромное спасибо, ведь это было именно то, чем мы до сих пор занимаемся. Мама как-то это почувствовала. Это мамино чутье и поддержка определили нашу жизнь.

Так что это все одно. Кто-то пишет стихи, чувствует при этом какой-то внутренний свет. Иллюстрация, это то, как ты этот свет видишь. Фотография похожа на это, только тут важно показать через свою призму внутренний свет другого человека. Показать этого человека красивым.

Каждый человек красив?

Определенно каждый. Для меня фотография – это поиск. Каждый человек, он уникальный, разный, чаще всего эмоционально зажатый. Так получается, что у меня основная аудитория – закомплексованные девочки. Даже парней меньше фотографирую, потому что они меньше комплексуют. На самом деле, я, наверное, такая же. Люди приходят не для того, чтобы показать «какая я красотка, посмотрите», а узнать себя лучше. Взглянуть на себя с другой стороны, открыться и понять, что они красивые.

Чтобы показать человека таким, какой он есть, нужно энергетически отдаваться ему. Я поэтому не ограничиваю время съемки. Кому-то на обмен этой энергией нужно 15 минут, а кому-то три часа. Мы гуляем, общаемся, узнаем друг друга, и только когда я понимаю, что человек ко мне предрасположен, тогда можно уже общаться «через камеру».

 Для меня фотография – это диалог и психология. А постановка не может быть диалогом, это уже не мое.

Ты пыталась уйти из фотографии?

Да, я хотела стать архитектором, но только потому, что «это классно». Потом только понимаешь, что там куча математики и всего остального. По образованию я графический дизайнер, но вряд ли буду работать по профессии. Я могла бы найти себе комфортную, хорошо оплачиваемую работу. Сидеть в офисе, делать логотипы и фирменные стили, но я совершенно этого не хочу. Меня совсем не тянет к данному направлению. Я люблю и уважаю дизайн, но больше вижу себя иллюстратором.

Что дальше? Какие планы?

Если говорить об иллюстрации, то я сейчас рисую картинки для людей. Они присылают мне рассказы о себе, а я их воплощаю. Это никогда не было для меня чем-то коммерческим, но теперь получается, что заказов все больше.

Часто я прошу людей прислать мне краткое описание себя: чем увлекаются, как живут. В общем, мне нужна история, которую я буду иллюстрировать. А приходят настоящие душевные откровения, такие, что рот открывается.

Хочется развиваться в этом, чтобы все шло от сердца всегда и каждый раз было что-то честное, новое и неодинаковое.

А в фотографии мне хочется просто больше ездить по разным местам, чтобы люди были, новые подходы и более глубокие смыслы.

Не хотела собрать работы для выставки?

Я могу это сделать легко и в Питере, и в Волгограде, и в Москве. Но я пока не готова, потому что не хочу, чтобы это было пусто. Если делать что-то подобное, то с мощным смыслом и посылом. Пускай пока это остается в разряде мечты.

«Ребята перенесли свадьбу, потому что я не могла приехать»

Расскажи о своем подходе к фото. Ты печешься о технике или для тебя камера – просто кисточка?

Для меня важнее всего не техника, а жизнь. У меня камеры просто вынашиваются от того, что «перегорает» затвор. Я не могу зацепить жизнь за один кадр. Лучше сделаю двадцать и буду отбирать.

И объективом пользуюсь одним, это обычный портретник «полтинник». Месяц назад я взяла в аренду первый раз объектив с широким углом, чтобы снимать свадьбу. Было очень интересно, но я понимаю, что это не мое, потому что так снимают что-то глянцевое и с огромным масштабом, а я не про это.

Была у меня, например, свадебная съемка, когда ребята были без нарядов и всего такого, они просто расписались, и мы побежали по городу. Танцевать под уличных музыкантов и бегать по набережной. От такого я в восторге. Кстати, они перенесли даже свадьбу, потому что в назначенную дату я не могла приехать.

Если я еду в путешествие, то скорее всего беру с собой еще и пленку, потому что тут важен момент. Снимаешь что-то, потом проявляешь через месяц и удивляешься этому.

Какие-то студийные, постановочные вещи я тоже не люблю. Иногда снимаю в таких условиях, но это прошло мимо меня. Интереснее сесть на электричку и бродить по лесам.

Как снимать концерты, с таким маленьким набором техники?

Надо просто чувствовать музыку, чтобы снимать ее красиво. Я не люблю вспышки, нравится на «ручнике» снимать все. И главное, люблю ту музыку, которую снимаю.

Если тебя попросят снять выпускной, банкет или фото на школьный альбом на фоне стены, ты пойдешь?

Скорее всего, посоветую другого фотографа, потому что это не совсем мое. Но я снимала выпускные, да. Правда, там люди хотели не репортаж, а именно творческие фотки.

Что ты скажешь нынешним девочкам, которые, как и ты когда-то, впервые взяли в руки камеру?

Просто делай. Пока делаешь, то всё происходит. Если ты не делаешь, ничего не происходит. Не опускай руки и работай. Фоткай бесплатно, фоткай друзей. Все приходит с опытом. Главное – просто делать. Я не считаю себя известным фотографом, покорившим столицу. Просто делаю то, что люблю.

нет

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях