Кто даст денег на букварь?

Бесплатные учебники к 1 сентября получат большинство школьников.С 1 сентября в России вступает в силу федеральный закон «Об образовании», согласно которому все школьники должны быть обеспечены бесплатными учебниками. С какими сложностями сталкиваются школы и как будет обеспечиваться закон в Волгоградской области, разбирался корреспондент «Волгоградской правды».

В преддверии нового учебного года родители учащихся некоторых волгоградских школ забеспокоились: несмотря на новый закон, в образовательных заведениях намекнули – покупать учебники вновь придется самим.

– Люди в некоторых случаях обращаются в прокуратуру, приносят чеки от уже купленных книг, – говорит старший помощник прокурора Волгоградской области Оксана Черединина. – Обращения такие не единичны, однако нельзя говорить о какой-то сложившейся тенденции. Есть заявления из Волгограда, есть из Котовского, Чернышковского, Новониколаевского районов. Практика идет по пути удовлетворения таких исков.

Тем не менее тревогу бить не стоит, равно как и спешить в суд. Говоря о новом законе, важно обращать внимание на то, что приобретение учебной литературы финансируется отдельной суммой, за целевое использование которой каждый регион будет отчитываться.

Как поясняют в региональном минобре, в рамках программы модернизации образования региону выделяется субсидия на образовательный процесс. В том числе – и на закупку учебной литературы (сюда входят не только учебники, но также любые пособия и сопроводительные материалы). Муниципалитеты ежемесячно составляют заявки, в соответствии с которыми им выделяются необходимые средства. В этой заявке не указывались конкретные статьи расходов – будут это учебники либо надбавки над тарифами оплаты работы преподавателей, либо какие-то другие цели. Теперь обеспечение учащихся литературой стало отдельной задачей.

При подготовке школ к новому учебному году региональный минобр укомплектованию учебниками уделял особое внимание. По словам заместителя министра образования и науки Волгоградской области Ларисы Савиной, на эти цели было выделено 83 млн рублей из средств модернизации, 39 млн рублей в виде целевой субсидии из областного бюджета, и в рамках учебных расходов – 170 млн рублей. Эти средства позволили полностью обеспечить учебниками все категории учащихся в Киквидзенском, Алексеевском, Ленинском, Октябрьском, Руднянском, Серафимовическом, Урюпинском и городах Фролово и Урюпинск. Там же, где вопрос окончательно не решен, учебная литература бесплатно будет предоставляться в первую очередь льготным категориям граждан.

При пополнении фонда учебников школы сталкиваются с разнообразными сложностями: денег, выделенных на эти цели, не всегда хватает, так что проблемы с обеспечением учебниками вовсе не обязательно вызваны нецелевым расходованием средств. Есть и другие нюансы – так, изменения, вносимые в образовательную программу, влекут за собой и смену учебников. Это значит, что школа не может, купив учебники, вести по ним образовательную программу для нескольких поколений школьников, придется нести дополнительные траты. В том же случае, если авторы не меняются, школы идут по пути привлечения дополнительных «источников» – многие выпускники готовы с радостью отдать уже ненужные им комплекты книг.

– Конечно, полностью ликвидировать недостаток бесплатных учебников получится не сразу, – считает директор школы № 13 города Волжского Людмила Бухарева. – Но со временем проблема будет решена. Так, у нас в школе начальные классы обеспечены учебниками на 100%, мы активно используем тот фонд учебников, который был получен ранее.

Положительное действие федерального закона заключается в первую очередь в том, что он ставит вопрос учебной литературы на отдельный контроль, тем самым гарантируя скорейшее решение этой проблемы, хотя, естественно, полностью уладить все вопросы уже к началу нового учебного года будет сложно. А это значит, что так называемые «школьные базары», позволяющие юным продавцам на выручку от старого комплекта учебников приобрести новый, не так быстро уйдут в прошлое. Однако дефицит учебников в целом будет минимальным, а вскоре финансовые запросы со стороны образовательных учреждений и размеры выделяемых на эту цель субсидий, сбалансируются окончательно.

Поделиться в соцсетях