Кто довезет бабушку до дома?

Кто довезет бабушку до дома?
В Клетском районе "бомбилы" выживают маршрутчиков. Просмотр достопримечательностей Клетского района, в том числе и знаменитого Шукшинского утеса, сегодня под вопросом. Да и просто добраться из села до райцентра на общественном транспорте будет сложно, если малый бизнес не выдержит всех трудностей. Внутрирайонные перевозчики ожидают поддержки со стороны местной власти.

И свой, и налоги платит

Несколько лет назад филиал государственного ПАТП в Клетском районе начал закрываться. На смену стали приходить частники – одним из первых зарегистрировал ИП Владимир Желтухин – до этого он трудился простым водителем, хорошо знал нужды земляков и тонкости транспортной сферы. Поверил в свои силы, и район получил местного лицензированного предпринимателя, который и налоги платит, и жителей даже в самые отдаленные хутора возит. Это совпало с процедурой передачи полномочий по организации пассажирских перевозок с областного на местный уровень.

В «переходный» период данный вопрос не единожды обсуждался в правительстве региона, главам районов были даны четкие рекомендации и варианты решения социального вопроса – развивать муниципальные автотранспортные предприятия, либо расширять взаимодействие с частными компаниями. В любом случае главы районов получали право принимать участие в согласовании маршрутов.

Так, в семи районах области– Еланском, Жирновском, Котовском, Руднянском, Серафимовичском, Суровикинском и Старополтавском – организовали муниципальные транспортные предприятия, которым на безвозмездной основе было передано в пользование имущество государственной автотранспортной компании. В Ленинском, Нехаевском, Новоаннинском, Новониколаевском, Среднеахтубинском районах к перевозкам привлекли ГУП ВО «Волгоградавтотранс». В остальных районах, в том числе Клетском, транспортным обслуживанием занялись частные перевозчики.

Поначалу все складывалось неплохо. На встрече в областном правительстве в марте прошлого года глава Клетского района Сергей Шуваев акцентировал: «С проблемой, которая так страшит наших коллег, мы столкнулись полтора года назад, когда имевшее в нашем районе филиал ПТП поставило нас перед фактом своего ухода. Тогда мы проанализировали маршруты на предмет их прибыльности и пригласили для переговоров предпринимателей-перевозчиков. Мы предложили им работать на условиях партнерства: они делят между собой все маршруты, мы оказываем им любую организационную поддержку. И процесс пошел. На сегодняшний день у них порядка 14 единиц транспорта и они закрывают все внутрирайонные перевозки».

Но прошло больше года, и сегодня, по словам автоперевозчиков, ситуация сильно отличается от обозначенной перспективы.

Нелегалы притесняют

– Поверил, что будет оказана поддержка, набрал кредитов свыше четырех миллионов для обновления парка, развития бизнеса, – говорит Владимир Желтухин, – но пока сотрудничества с районной администрацией не выходит. Сначала аренду помещений автопарка мне пообещали в размере 4 тысячи рублей в месяц, потом цена подскочила до 40 тысяч. Мне это не под силу. В администрацию обращался не единожды, но на все мои вопросы о поддержке чиновники отвечают – вы ни по каким параметрам не подходите. Хотя у нас и лицензия есть, и ГЛОНАСС установлен. А назад пути нет – если я уйду, нечем будет кредиты оплачивать, некому будет возить людей к отдаленным поселкам.

Как добавляет супруга Владимира, Тамара, по крайней мере, возить на законных основаниях. В районе – засилье нелегальных таксистов, или попросту «бомбил». Они работают под заказ, но и ездят с ними люди на свой страх и риск. А у предпринимателей – путевки, строгое время отправления. И те маршруты, куда даже внедорожнику проехать сложно.

– Посылаем автобус в сторону хутора Перекопка и до станицы Кременской: дороги нет, распутица, и на автобусе переламывается балка, – вспоминает Тамара Желтухина, – вы представляете, балка! Это же «скелет» машины! Свекровь побежала по знакомым – заняли на ремонт 50 тысяч. Родители нам всячески помогают – даже с пенсий деньги дают. Но что это за бизнес такой – с родственников деньги тянуть?!

В русле беседы становится ясно: бизнес-вопрос перерастает в острый социальный. Как признаются сами пассажиры на остановке, им нужно, чтобы маршрутки ходили каждый день.

– Раньше автобусы ПАТП примерно через день ходили, – отмечает жительница района Елена Михайловна Простоквашина, – но ведь ситуация может быть разной. Иногда в райцентр нужно срочно попасть, и здесь без маршруток никак. Всем удобно – и пожилым, и молодым.

– Да, сейчас лучше стало, – включается в беседу Маина Ибрагимовна Андреева, – живем в Клетском районе с 86-го года, сейчас с новым транспортом лучше добираться до райцентра.

Кроме ИП "Желтухин", внутренними перевозками в районе также занимается ИП "Сазонова" (у фирмы развиты маршруты из Волгограда в некоторые райцентры области), а также… территориальное общественное самоуправление района.

ТОС-перевозчик

– В Минюсте мы доказали, что можем заниматься предпринимательской деятельностью, осуществлять автотранспортные перевозки, – поясняет председатель ТОС «Перелазовское-Центр» Валентина Петечук. – Благодаря региональной поддержке приобрели "Газель", прошли процедуру лицензирования. Полученные средства тратим на нужды ТОСа – у нас каждая копейка на счету. Кроме того, вывозим юных спортсменов на соревнования, местную ребятню балуем поездками в Волгоград, в Волжский. Были в аквапарке – как удобно на своем транспорте! А взрослых активистов возим на Черное море – это хотя бы небольшая поддержка людям, которые столько сил вкладывают в благоустройство, в общественные проекты.

Но требования и у ТОСа-перевозчика, и у местного предпринимателя похожи – обеспечить должную информационную и консультативную поддержку со стороны районных властей. По 131-ФЗ организация внутрирайонного общественного транспорта – задача местной исполнительной власти. Необходимо, на взгляд перевозчиков, поддержать те структуры, которые работают на законных основаниях и платят налоги в районный бюджет. Тосовцам-перевозчикам не хватает знаний о федеральных грантах и конкурсах для ТОСов, выполняющих хозяйственные функции, у предпринимателей нет подробных разъяснений и сведений об областных программах субсидирования и формах поддержки малого бизнеса.

Тем временем в администрации Клетского района на данные вопросы своя точка зрения.

– Что касается участия в совместных рейдах полиции и администрации, у местной власти нет дальнейших полномочий по привлечению «черных таксистов» к ответственности, – считает главный специалист отдела архитектуры, строительства, ЖКХ и ООС администрации Клетского района Дмитрий Чкалов, – поэтому дорожные полицейские самостоятельно проводят рейды.

В беседе Дмитрий Чкалов также отмечает: администрация района собирается поддерживать лицензированных автоперевозчиков. Но пока для этого не хватает ресурсов местного бюджета. Свои предложения о субсидировании внутримуниципальных перевозок администрация района направила в областной минтранс, откуда они будут переданы на федеральный уровень. В настоящее время реальные потребности муниципальных районов в различных сферах, в том числе и транспортной, рассматриваются в Правительстве России – планируется, что они будут учтены при формировании федеральной стратегии развития сельских территорий.

Поделиться в соцсетях