Кто отвечает за безопасность волгоградских школьников?

Кто отвечает за безопасность волгоградских школьников?
Отправляя ребенка на занятия, мы переживаем: «Как бы чего не случилось!» Новости пестрят различными ЧП то из одного учебного заведения страны, то из другого. «ВП» выяснила, на какую помощь может рассчитывать учащийся в пределах родной школы.

Ищем крайнего

Закон об образовании гласит: образовательные учреждения несут ответственность за жизнь и здоровье своих учеников, воспитанников и работников во время обучения. То есть пока ребенок находится в школе, за него отвечают: при входе и на выходе – охранник, на уроке – учитель, на перемене – дежурный педагог. Ну а личная ответственность за каждого ученика – на директоре школы.

Есть и технические средства, которые год от года совершенствуются и усиливаются. В ответе за систему обеспечения – муниципалитеты, ведь меры безопасности подкрепляются и бюджетными деньгами.

Только в областном центре насчитывается 358 муниципальных образовательных учреждений (МОУ). Из них школ – 135. По данным департамента по образованию администрации Волгограда, все МОУ оборудованы «тревожными кнопками» экстренной связи с органами внутренних дел, в каждом обеспечен пропускной режим, организована охрана штатными вахтерами и сторожами, установлены противопожарные программно-аппаратные комплексы «Стрелец – Мониторинг».

Системы видеонаблюдения есть в 352 МОУ, системы контроля и управления доступом в учреждения – домофоны, видеодомофоны, турникеты и т. п. – в 292. А по согласованию с родителями заключены и дополнительные договоры с лицензированными охранными организациями в 121 МОУ.

Ждем перемен

После недавней череды трагедий в российских школах тема безопасности снова оказалась в эпицентре внимания. Посыпались новые предложения. Так, Росгвардия считает, что нужны обязательные требования к ЧОПам, обеспечивающим безопасность в школах. Другое предложение – соответствие охранников профессиональному стандарту, который пока носит рекомендательный характер.

Между тем в Госдуме готовятся разработать и национальный стандарт по обеспечению безопасности образовательных организаций. Его внедрение приведет к появлению ЧОПов, специализирующихся только на охране школ.Свои предложения есть и у психологов, ведь, как известно, любой поступок, в том числе и приводящий к трагедии, «идет из головы», то есть из наших мыслей, страхов, чувств, эмоций.

В частности, предлагается в рамках школьной программы ввести коммуникативные тренинги толерантного поведения, чтобы обучить детей эффективно обходить конфликты, а также уроки безопасности, рассказывающие о поведении в экстренной ситуации.

Настаивают психологи и на блокировке групп в соцсетях, которые побуждают к насилию. А еще поднимают вопрос о развитии психологической службы в школах.

Уроки дипломатии

Все эти предложения специалисты оценивают по-разному.

– Ограждение школы колючей проволокой и дополнительные пропускные системы ничего хорошего не дадут, – убеждена директор научно-методического центра психолого-педагогического сопровождения Полина Кучегашева. – Уроки безопасности, рассказывающие о поведении в экстренной ситуации? Кто их будет вести и за счет каких часов школьной программы? Дать как дополнительную нагрузку классным руководителям? Не превратится ли это в конечном итоге в очередную галочку? В 8‑9-х классах в обязательном порядке и так предусмотрены уроки ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности. – Прим. ред.), в отдельных образовательных организациях они вводятся даже с 7-го класса.

По мнению Кучегашевой, детей нужно обучать мирному разрешению конфликтов, используя ресурсы Служб школьной медиации. Большинство сор в детской среде могут быть исчерпаны, когда решаются группой «равных». А еще специалист считает, что любая проблема в жизни учащегося напрямую связана с семьей. Поэтому школа должна работать с мамами и папами не от случая к случаю, а системно, через родительский всеобуч.

– Помогают создать психологически комфортную среду для развития ребенка в школе и семье в том числе и специальные программы, – предлагает Полина Кучегашева. – В регионе есть разработки, ставшие лауреатами Всероссийского конкурса «Новые технологии для Новой школы» и награжденные грамотами Министерства образования и науки РФ.

Кому поплакаться?

– Каждый ребенок индивидуален и обладает своим пределом чувствительности, по‑своему выражает эмоции, – подчеркивает член Федерации психологов образования России Елена Пономарева. – На одну и ту же конфликтную ситуацию они реагируют по‑разному. Один вовсе не заметит, для другого ребенка это может стать настоящей душевной травмой.

Неслучайно в последнее время активно говорится о формировании у учащихся навыков жизнестойкости, стрессоустойчивости, а среди основных требований Федерального государственного образовательного стандарта к выпускнику – навыки бесконфликтного поведения, эффективной коммуникации, умения презентовать себя.

– Конфликтные ситуации в школах, как и в нашей повседневной жизни, неизбежны. Но ЧП между школьниками, учениками и учителями, педагогами и родителями можно предотвратить, если еще на стадии зарождения распознать его, – считает эксперт. – Если же конфликт перейдет в скрытую фазу, то он может раскрыться через несколько лет и привести к тяжелым последствиям. К сожалению, такие случаи есть.

Елена Пономарева убеждена, что в системе профилактических мер безопасности в школах обязательна социально-психологическая служба. В качестве аргумента она приводит статистику по Центральному району Волгограда. Еще три года назад к психологам по большей части обращались только родители, причем в основном мамы.

А сейчас за консультацией идут и папы, и сами учащиеся, и учителя. Ежегодно количество обращений увеличивается на 35‑47%, что говорит о возрастающем доверии к психологам как со стороны взрослых, так и детей.

Справка «ВП»

Существующие меры безопасности в школах:

  • «тревожные кнопки» экстренной связи с органами внутренних дел;
  • пропускной режим;
  • охрана штатными вахтерами и сторожами;
  • системы видеонаблюдения;
  • системы контроля и управления доступом в учреждения (домофоны, видеодомофоны, турникеты и др.);
  • договоры с лицензированными охранными организациями на дополнительную охрану;
  • службы школьной медиации.

Добавить комментарий

Поделиться в соцсетях