Куда едет сельский автобус

С 1 мая 2013 года организация транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах должна стать обязанностью органов местного самоуправления всех городских округов и районов Волгоградской области. Однако до сих пор руководство некоторых муниципальных образований так и не смогло понять, как приступить к исполнению переданных полномочий. А это, в свою очередь, ставит под вопрос автобусное сообщение для жителей ряда сел.

Задачу транспортного обеспечения населения к компетенции органов местного самоуправления относит 131-й Федеральный закон о местном самоуправлении. Однако если полномочия по организации пассажирских перевозок в Волгограде, Волжском и остальных городах области были переданы властям этих муниципалитетов еще в прошлые годы, то перевозки на территории районов до сих пор дотировались из областного бюджета.

В прошлом году районам была поставлена задача проанализировать ситуацию и с 1 января 2013 года определить варианты самостоятельной организации транспортного обслуживания, как это и требует федеральное законодательство. Но ряд руководителей в канун нового года заявили о своей неготовности дать ответ на автобусный вопрос.

Чтобы застраховать селян от нехороших «сюрпризов», в регионе решено было установить переходный период до 1 мая 2013 года. До этого срока регион по-прежнему обязывался обеспечивать пассажирские перевозки по всем маршрутам. В районах же за эти месяцы должны были обстоятельно подготовиться к работе в новых условиях: сформировать необходимую правовую базу, определить объемы и источники финансирования.

Переходный период подходит к концу, а ясности в некоторых случаях по-прежнему нет. Поэтому ответы на вопросы «кто виноват» и «что делать» сегодня ищут и в правительстве региона, и в областном парламенте, на недавнем заседании которого транспортная тема вызвала бурные дискуссии.

– Сейчас в ведении районов области 255 автобусных маршрутов, на которых органы местного самоуправления и должны обеспечить транспортное обслуживание населения, – отметил временно осуществляющий полномочия министра транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Александр Киреев. – При этом перевозки на 203 маршрутах в 2012 году субсидировались из областного бюджета.

По информации регионального министерства финансов, область целиком взяла на себя необходимые для обеспечения перевозок пассажиров в переходный период 183 миллиона рублей. Однако в дальнейшем руководству районов предстоит самостоятельно изыскивать деньги или привлекать к перевозкам предпринимателей. И многие уже справились с поставленной задачей.

Так, в Клетском районе транспортную проблему решили еще в прошлом году при помощи частных перевозчиков. Новониколаевский и Нехаевский районы заключили договоры транспортного обслуживания с «Волгоградавтотрансом», который был создан в результате реорганизации 25 ранее существовавших государственных автопредприятий. Руднянский, Старополтавский и Суровикинский районы планируют создать собственные муниципальные предприятия. Иловлинский, Калачевский, Октябрьский, Ольховский, Котельниковсикй, Кумылженский районы и городской округ Михайловка ставку сделали на частных перевозчиков.

При этом Еланский, Новоаннинский, Дубовский, Калачевский, Котовский, Жирновский и Ленинский районы заявляют о необходимости финансовой помощи из областного бюджета, чтобы можно было продолжить работать с «Волгоградавтотрансом».

Депутаты также высказали опасения по поводу отдельных социально значимых маршрутов. Так, жители хутора Деминский Новоаннинского района пожаловались народным избранникам на то, что автобус из их села до райцентра недавно начал ходить реже, что доставляет много неудобств, в частности, при посещении врача. Жители Ольховского района обеспокоены тем, как в новых условиях в дальние села будут добираться учителя, которые живут в райцентре. А в Палласовском районе «частник» на одном из маршрутов поднял стоимость билета более чем в два раза. Депутаты также заявили о проблеме безопасности, которая обозначится, как только место муниципального транспорта займет частный.

– Соблюдение правил дорожного движения и техники безопасности обязательно как для государственного, так и частного транспорта, – подчеркнул председатель регионального правительства Олег Керсанов. – За работой перевозчиков должен быть налажен жесткий контроль со стороны различных ведомств. Главы районов также должны помнить, что они наравне с другими принимают участие в согласовании маршрута, их подпись в данном случае обязательна. А это позволяет напрямую участвовать в процессе контроля за перевозками.

Но главное, по словам Олега Керсанова, сегодня следует уяснить: отныне работать придется по-новому. Власти на местах должны быть напрямую заинтересованы в эффективности перевозок, вникать во все трудности предпринимателей и в рамках полномочий искать совместное решение. Потому что от того, насколько эффективно удастся наладить транспортное сообщение внутри муниципалитета, будет зависеть и оценка деятельности главы района в целом.

Поделиться в соцсетях