Куда посадить главного человека

В жизни многих автолюбителей рано или поздно наступает тот счастливый момент, когда простых сидений для перевозки пассажиров оказывается недостаточно

С появлением ребенка приходится запасаться дополнительными устройствами, которые могли бы обеспечить вашему чаду безоп асность в жестоком и бескомпромиссном автомобильном мире. Как выбрать детское автомобильно кресло, чтобы оно гарантировало маленькому пассажиру надежность и комфорт, попытался выяснить корреспондент «ВП» Адиль ЗОДОРОВ.

Деньги или жизнь?

Напомним, в России запрет на перевозку детей до 12 лет в автомобилях без использования удерживающих устройств появился в 2007 году. Причиной, как нетрудно догадаться, стали частые летальные исходы… Однако убедить родителей приобретать автокресла было совсем не просто. Лишь летом этого года процент мам и пап, использующих эти средства, достиг 71 %. Показатель, сами понимаете, далек от совершенства.

На протяжении последних пяти лет тематика использования детских автокресел находится в центре внимания общественности. Так, начиная с 2012 года в России реализуется широкомасштабный социальный проект «Автокресло – детям», над которым работает российская Госавтоинспекция совместно с экспертным сообществом и общественными организациями. Сотрудники ГИБДД во всех регионах проводят рейды, наказывая недобросовестных родителей, перевозящих детей без специальных удерживающих устройств. Штраф за это нарушение составляет 3 тыс. рублей. Это, конечно, примерно вдвое меньше, чем стоимость детского автокресла, но совершенно ничто по сравнению с человеческой жизнью. Тем более жизнью ребенка. Ведь по России в ДТП ежегодно погибают от 200 до 500 детишек, а еще десятки тысяч получают тяжелые травмы…

Высоко сижу, далеко гляжу

Противники детских кресел частенько задаются вопросом: каким же образом оно повышает безопасность ребенка? Все просто.

1. Во-первых, боковая поддержка и система поддержки головы берегут шейные позвонки – у детей они находятся в стадии формирования и наиболее уязвимы при столкновении.

2. Во-вторых, ремни безопасности в машинах рассчитаны на взрослых. Детские габариты значительно меньше, и ремни просто-напросто не фиксируют маленького пассажира должным образом в сиденье. А еще хуже то, что ремень может сдавить ребенку шею или голову. Кресло же обеспечивает более высокую посадку, а следовательно, и адекватное расположение ремня безопасности. К тому же в этих устройствах есть специальные кронштейны, через которые проходит ремень, иначе он не будет плотно прилегать к телу малыша, а следовательно, создаст риск травмы в случае даже легкого удара.

Только не стоит забывать, что выбирать кресло нужно так же тщательно, как и машину – на рынке слишком много подделок. Более того, по данным экспертного центра «Движение без опасности», 80 % детских автокресел, ввезенных в Россию в 2015 году, импортированы из КНР. Большинство из них не соответствуют обязательным требованиям безопасности и не гарантируют ничего, кроме формальной возможности уйти от штрафа. Это подтверждают результаты ряда специальных проверок. При производстве в них используются некачественные материалы и пластмассовые крепежи, поэтому в случае ДТП ребенок получает еще более серьезные травмы, чем без автокресла вообще.

– Мы кресло выбирали по результатам краш-тестов, – рассказывает молодой отец Алексей Шурыгин. – Выделили наиболее безопасные, сажали в них ребенка и проверяли, удобно ему или нет. Сейчас у нас два кресла: одно I группы, другое – II-III группы. Ребенок у нас весит 18 кг, так что подходят оба. Но ездим в том, что поменьше, потому что ему удобнее. Помимо безопасности, ребенок сидит выше и ему интереснее ехать, смотреть в окно. К тому же безопасность автокресло обеспечивает не только при ДТП, но также во время торможения и на поворотах.

Как на аттракционах

Стоит отметить, что по закону ограничение накладывается в зависимости не от габаритов, а от возраста. Если ребенку 12 лет и меньше, то он непременно должен перевозиться с использованием специальных устройств. Что же делать акселератам? Ведь иногда дети и в 11 весят больше 40 кг и рост имеют за 150 см.

– В том, что детское кресло – вещь нужная, сомнений нет. Но дети бывают разные, – констатирует автомобилист Кирилл Шуткин. – Моей дочке три года, а рост уже больше метра. Как я ее в 11 лет впихивать в кресло буду – вопрос. По-моему, нужно останавливать не возрастное ограничение, а ростовое. Как на атракционах за рубежом.

Собственно, сейчас идет активное обсуждение нового законопроекта. Из ПДД предлагается исключить возможность использования для перевозки детей «иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства», которые не обеспечивают должного уровня защиты ребенка. К таковым относятся бустеры (сиденья с боковой поддержкой, но без спинки), а также треугольные крепежи, меняющие расположение ремня безопасности. Пока что эти устройства разрешены при перевозке детей на заднем сиденье автомобиля. Впереди же допустимо только использование автокресла. Это касается всех детей в возрасте до 12 лет. В соответствии с поправками, которые сейчас рассматриваются в Госдуме, детей в возрасте с 7 до 11 лет можно будет перевозить вообще без каких-либо дополнительных устройств, но при условии, что они будут сидеть сзади и пристегиваться ремнем безопасности. При этом новая редакция ПДД предусматривает перевозку детей до 7 лет только в специальных автокреслах, понятие «иных устройств», то есть бескаркасных сидений, адаптеров и бустеров, исключается.

КСТАТИ

На этой неделе компания BMW отозвала из России более 33 тыс. автомобилей из-за дефекта установленных в них креплений для автокресел. Специальные скобы на задних сиденьях этих машин просто не обладают необходимой прочностью. Отзыву подлежат автомобили, реализованные с августа 2010-го по май 2016 года, сообщает Федеральное агентство по техническому регулированию и метро логии.

ИЗ ДЕТСКОГО КРЕСЛА — ЗА РУЛЬ?

В сентябре текущего года на рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, предлагающий выдавать водительское удостоверение не с 18 лет, а с 16. Причем таким правам присвоят отдельную категорию – «Ю», что означает «юношеские». Правда, управлять транспортом в одиночку обладатели таких удостверений не могут – только под присмотром опытного водителя, владельца прав категории «В». Однако стоит отметить, что административно или уголовно наказать несовершеннолетнего водителя в случае аварии нельзя – можно лишь сохранить происшествие в истории.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Первое упоминание о детском автокресле датировано 1935 годом. В американском журнале Modern Mechanix была опубликована заметка о новом устройстве, предназначенном для перевозки детей в авто. Это было небольшое сиденье, крепившееся на стальном пруте. Вряд ли оно спасло бы ребенка в случае ДТП, но стоит учитывать, что скорости в те времена были совсем не те, что сейчас.