Культурно обсуждаем

Появление нового ФЗ о культуре ожидается уже лет 15. Законопроект, внесенный в Госдуму в октябре 2011-го, до сих пор находится в стадии первого чтения. С приходом нового министра культуры Владимира Мединского в стране активизировалось обсуждение документа. В Москву будут переданы и предложения Общественной палаты Волгоградской области, где законопроект рассматривался за «круглым столом».

«Рамштайн» и «Война»

С 1992 года – времени принятия действующего законодательства РФ о культуре – многое изменилось. На тот момент оно было прорывом, сейчас не вписывается в реалии 21 века и нуждается в радикальном изменении, считает Лидия Будченко, председатель комиссии ОП по культуре, искусству и информационной политике. Она приглашает коллег «внедряться в документ и находить в нем подводные камни». Что и сделал зампредседателя комиссии протоиерей Олег Кириченко. По его мнению, законопроект ни много ни мало опасен, т. к. в нем ничего не говорится об «общественной функции и значимости творчества». А раз так, то невозможно будет приструнить арт-хулиганов, наподобие членов арт-группы «Война» в Санкт-Петербурге, которые нанесли на разводной мост граффити непристойного содержания. В таких вопиющих случаях закон будет бесполезным, волнуется отец Олег. Его не устраивает либеральный подход законопроекта к моральным ценностям, когда гарантируется пропаганда любых идей любого культурного сообщества, а в тени остаются освященные традицией духовные идеалы.

– Это «калька» западных подходов, тогда как в Европе далеко не все благополучно. Вспомним хотя бы недавний случай с группой «Рамштайн». Цензоры запретили ее альбом за пропаганду садомазохизма, а после этого административный суд Кельна отменил запрет, сочтя, что цензор нарушает право певцов на самовыражение. Российский закон о культуре может стать такой же «дубиной» для наших исконных нравственных норм.

В полемику с этой позицией вступил известный журналист, заслуженный работник культуры РФ Ефим Шустерман.

– Творчество – предмет, мало поддающийся регламенту, иначе это будет уже не искусство, а соцзаказ, – заявил он. – Поэтому нельзя направлять закон против личности художника, наоборот, нужно всячески поддерживать талант. Другое дело, что новый федеральный закон концептуально не должен содержать норм, противоречащих действующему законодательству, в том числе и по защите общественного порядка, защите от вредной информации и т. п.

Как соловьи на ветке
Директор областной филармонии Виктор Кияшко считает, что культуру необходимо законодательно признать стратегическим ресурсом развития страны. Если будет понятно, что от культуры зависит развитие государства в целом, а не только какого-то художественного направления или отдельных музыкантов и артистов балета, то государство будет более целенаправленно тратить средства на это. И будет понятно, что эти средства не уходят впустую, как некоторым кажется сегодня. Имеется в виду «гарантированная нищета» – позорный 1% бюджетного финансирования на культуру.

Памятуя об отъеме здания бывшей филармонии, этот же эксперт предлагает наложить вето на отчуждение собственности у культуры.

Четко обозначить в законе социальные гарантии требует и отраслевой профсоюз.

– А то получается, что работники культуры, как соловьи на ветке, знай себе, поют, а питаются воздухом, – приводит образное сравнение председатель обкома профсоюза работников культуры Людмила Широкова. – Надо внести строку в закон: выделять на культуру не менее 6% от бюджета. Раньше эта норма была – не менее 2% в федеральном бюджете и не менее 6% в субъектах. Потом ее приостановили, а затем вообще забыли.

Процент от бюджетного пирога

У профессиональных экономистов такие предложения вызывают некоторые сомнения. Начальник отдела бюджетного планирования и целевых программ регионального министерства культуры Галина Антонова напоминает, что механизмы финансирования должны прописываться не законом, а нормативно-правовыми актами.

– Есть логика построения российского законодательства, есть иерархия законов. Вот мы пишем в законе о культуре 10%, а потом принимается Закон о бюджете, и приоритетно будет действовать именно он. Поэтому биться за эту норму, значит, изначально обречь себя на поражение. У нас уже есть много замечательных, но неработающих норм. А вот что мы можем делать – так это требовать гарантий от государства. В законодательство не помешает вписать норматив на одного жителя России, региона, муниципалитета. Несовершенен понятийный аппарат. Например, готовя постановление о выделении грантов культуре, мы столкнулись с отсутствием юридического понятия «творческий коллектив».

Ряд экспертов обращают внимание, что из сферы интересов государства выпадают проблемы профессионального и дополнительного образования в сфере культуры. О чем свидетельствует сокращение сети детских школ искусств и музыкальных школ.

Предлагается определить основы информационной политики в сфере культуры и искусства. Люди о ней ничего не знают, разрушаются связи между культурными институтами и обществом. Среди региональных газет найдутся единицы, где системно ведется рубрика культуры. Кстати, одна из таких газет – «Волгоградская правда».

Поделиться в соцсетях