Легенды на колесах

  • Легенды на колесах
  • Легенды на колесах
  • Легенды на колесах
  • Легенды на колесах
  • Легенды на колесах
  • Легенды на колесах
Коллекции из раритетных автомобилей, как и изготовление их миниатюрных копий, – хобби не для каждого

Времени отнимает немало, да и обходится такой автопарк совсем не дешево. Но коллекционеры и мастера признаются, что жизнь без такого увлечения для них была бы скучной.

На полном ходу

Немецкая пушка и советский танк, принимавшие участие в битве за Сталинград, предшественник «Чайки» – автомобиль ЗИМ и ретроавтобусы… Оказаться в помещении, где хранят и возвращают к жизни свидетелей истории прошлого, покрутить баранку легендарной «Волги» с оленем на капоте – мечта многих. В коллекции волгоградца Павла Аржанова свое место нашли как раритетные машины, так и военная техника времен Второй мировой войны.

– Ретроавтомобили – это «игрушка» для взрослых, правда, отнимающая много времени и сил, – говорит Павел Аржанов. – В процессе восстановления приходится заниматься поиском информации о модели, переводом технических документов с разных языков, да и само коллекционирование старинных автомобилей – увлечение довольно дорогое.

Детали и приборы иногда приходится заказывать за границей, выискивать на форумах и ждать их доставки не один месяц. Так что на восстановление одной машины может уйти до 10 лет. Уже собранная автостарина не пылится в гаражах – за моделями ухаживают, модернизируют и поддерживают в рабочем состоянии.

– Наш Волгоград богат на автоэкзотику. При этом и дети, и молодежь, и люди старшего поколения всегда толпятся у машин, потому что эта техника просто не может не вызвать интереса, – уверен Павел Александрович.

Как и в любой коллекции, есть у Аржанова уникальные экспонаты. К таким относится автобус

ЗиС-155. Его производственный выпуск пришелся на период с 1949?го по 1957 год. Модель стала «укороченным» вариантом своего предшественника. Тем не менее пассажиров в автобус набивалось ничуть не меньше, поэтому за машиной прочно закрепилось название «сарай». Внешне же этот автостаричок с большими фарами-глазами и решеткой посередине похож скорее на улыбчивый мультяшный персонаж.

Таких моделей в России всего пять, один автобус хранится в музее Мосгортранса, два – в Волгограде.

Здесь же немецкая трофейная машина Adler Typ-10 ?1939 года, ставшая сенсацией Берлинского автосалона. Таких моделей было собрано около 5300 экземпляров, и большинство из них состояли на службе у вермахта.

– Изготовление запчастей к таким машинам было моей каждодневной работой, благодаря ей у меня и появился первый ретро-

автомобиль «Москвич-407», с которого началась коллекция, – говорит коллекционер-реставратор. – Постепенно профессия превратилась в хобби, которое стало делом всей жизни.

Свидетели истории

Особое место в реставрационной работе коллекционера занимает техника времен Второй мировой. Ее нужно не просто воссоздать – она должна быть на ходу. Глядя на восстановленные танки и пушки, трудно поверить, что когда?то они были покрыты ржавчиной, с огромными зияющими дырами и поврежденными корпусами.

– Вот на эту пушку FlaK-30, принимавшую участие в боях за Сталинград, осенью 2014 года нам указали местные грибники, – показывает Павел фото найденных в лесу обломков. – Во время войны здесь стояли части Красной армии, это оружие – единственная немецкая находка. Вполне вероятно, что наши просто взяли трофей себе.

Большая часть деталей – оригинал, настоящие колеса с боевыми отметинами привезли из Тверской области. Во время войны эта модель зенитной пушки образца 1930 года была довольно распространенной. Сегодня она заняла достойное место в коллекции музея-панорамы.

О другом участнике Сталинградского сражения в конце августа 2015 года реставраторам сообщили люди, занимающиеся металлоломом. SdKfz-250, или германский легкий полугусеничный бронетранспортер периода Второй мировой войны, нашли на дне Цимлянского водохранилища недалеко от ст. Рычки. Машину использовали для транспортировки половины пехотного отделения. Всего было выпущено 7326 единиц. Поднять находку помогли речники Волго-Донского пароходства. На нем сохранилась даже родная краска с номером принадлежности к части.

– Любую технику можно восстановить – были бы желание, средства, время и деньги, но главное все же – голова и руки, – говорит Павел.

Мечтой коллекционера является создание музея, под крышей которого можно было бы собрать все раритетные автомобили.

– Ретромашины – это автомобили, в создание которых вкладывали душу, – считает волгоградский реставратор. – Конечно, они не порадуют своего владельца системой климат-контроля. Зато такая машина, преодолевшая путь длиною в десятилетия, – это настоящая роскошь.

Хобби родом из детства

В советские годы автомоделированием занимался практически каждый мальчишка. Спустя десятилетия многие продолжили увлечение, даже перешагнув 60?летний жизненный рубеж. Один из них – волгоградец Владимир Осипов.

– Молодежь сейчас живет в компьютерах, – сетует он. – Хорошую рекламу сделала моделистам игра в танчики, захватившая практически всю мужскую часть населения. Виртуальная битва подняла интерес к технике времен Второй мировой. Увлекшись компьютерной игрой, люди стали проявлять интерес и к созданию военных миниатюр и танков, чтобы реализовать свои мечты. Так что ряды волгоградских моделистов пополнились.

Сам Владимир Валерьевич лепит с трех лет, с тех пор, как отец купил коробку пластилина.

Стендовый моделист не просто создает уменьшенную копию модели. Он подмечает все детали и антураж той эпохи. Для этого порой приходится перелопачивать горы литературы, изучать фотографии и чертежи и обязательно – историю. Чтобы сделать тот же танк, участвующий в боях, нужно еще знать, где могли образоваться потертости, а в каком месте облезть краска.

Направления у каждого моделиста свои: одни собирают парусники, другие – самолеты.

– Моя любимая тема – Сталинград. В прошлом году к ней добавилась еще и история Царицына. Как оказалось, это весьма интересная страница из жизни нашего города. К тому же ею мало кто занимался, – говорит Осипов. – У меня уже есть модель «Сопвича» – британского истребителя времен Первой мировой, с которой я занял первое место на нижегородской выставке. В планах сделать самолет, на котором англичане летали под Царицыном в 1919 году.

Одна из любопытных моделей волгоградского клуба «Сталинградский фронт», членом которого является Валерий Осипов, – копия бронепоезда времен Великой Отечественной войны. Двухметровый гигант из четырех вагонов и паровоза – полностью самоделка.

– Подобные типовые бронепоезда собирались с начала войны. Под Сталинградом было четыре дивизиона по два бронепоезда, – рассказывает Владимир Осипов. – Стояли они в том числе и на стадии формирования в Сарепте, один из них там же и разбомбили. Поезда строились в том месте, где были какие?то заводы, по типовому проекту, поэтому они все разные – двух одинаковых не найти, даже если все четыре вагона собирали в одном депо.

Не дороже денег

Диорама, танк или миниатюрный солдат переданы настолько достоверно, что, глядя на них, живо представляются картинки из прошлого.

– Все фигурки лепятся теми инструментами, которыми лучше владеет мастер. А в целом для создания максимальной достоверности используются десятки различных приспособлений – ножи, ножницы, стамески. Я в основном работаю большой швейной иглой. Фигурки выполнены в масштабе 1:16, 1:10, а танки – 1:35, – объясняет Осипов.

И хотя молодежь живет зачастую в виртуале, выставки стендового моделизма, как и ретроавто, всегда привлекают внимание посетителей разного возраста – попробуйте отыскать хоть одного мальчишку, который спокойно пройдет мимо такого.

– В «Сталинградском фронте» собрались очень грамотные моделисты, – говорит Владимир Валерьевич. – Наших мастеров знают и на международном уровне – несколько лет назад на выставке, проходившей в Испании, мы завоевали несколько призовых мест.

Еще одна регулярная выставка – «Мини-Макс» проходит всегда параллельно с известным авиасалоном в подмосковном Жуковском. Точные копии больших машин там неизменно представляют и волгоградцы, постоянно собирая аншлаги.

– Среди тех моделей, что продаются в магазинах, встречаются неточности, и поэтому их приходится дорабатывать или переделывать. Те же, что совсем не выпускают, делаем сами. Занятие, конечно, дорогостоящее, но мое увлечение – для души, поэтому о средствах как?то особо не думаешь, – замечает моделист.

Фото vpravda.ru

Поделиться в соцсетях