Летчики в Волгоградской области совершенствуют свое мастерство

В одном из лучших авиационных полков Южного военного округа побывал корреспондент «Волгоградской правды» Александр Фолиев. Его допустили даже туда, где могут находиться не все военные.

В эти дни летный состав смешанного авиационного полка, который дислоцируется на аэродроме Мариновка, отрабатывает навыки управления боевыми машинами на высотах от 200 до 1 тысячи метров. Летчики выполняют полеты на фронтовых бомбардировщиках СУ-24М и разведчиках СУ-24МР.

Представление о военной авиации у многих сложилось после полетов на гражданских самолетах куда-нибудь на отдых: зарегистрировался, сел и полетел. Кажется, все просто.

На самом деле полеты военных летчиков начинаются с весьма длительного инструктажа, и сам командир части принимает отчеты о готовности всех ответственных лиц. Важно все, включая погоду. Не случайно самая сильная метеослужба в Вооруженных Силах традиционно работает в авиации. Часто их прогнозы намного точнее, чем у гражданских коллег. А где военные серьезно и профессионально занимаются такой «чисто гражданской» наукой о животных, как орнитология? Тоже в авиации.

Самыми первыми к самолетам подходят не летчики, а техники. Их работа начинается иногда за четыре часа до полетов, а заканчивается – через два часа после того, как полеты завершены. Тогда проводится послеполетная проверка и обслуживание машин. Говорят, что техники – это самые преданные авиации люди. Может быть, и так, но, наверное, будет правильно сказать, что в авиационном полку нет и не может быть людей, не преданных авиации.

Подходя к самолету, любой летчик здоровается со своей машиной – обходит вокруг, дотрагиваясь до нее. Проверить одному человеку такую сложную машину, как СУ-24М, невозможно – тем более, что ее к полетам готовит несколько человек, а здороваются с машиной все: от самого молодого летчика до командира полка.

Учебные полеты начались ближе к вечеру – чтобы дневные полеты «плавно» перешли в ночные. На взлете летчики включают форсаж – из турбин вылетает язык пламени и стоит настоящий рев. Такой взлет самолета можно, наверное, сравнить лишь с залпом дивизиона тяжелой артиллерии.

Полеты проходят по плану. Каждый летчик, в зависимости от своего опыта, готовится к ним индивидуально. На земле летчики проигрывают свои полеты заранее, чтобы в воздухе «действовать автоматически».

Даже по аэродрому летчики и техники ходят не так, как обычные люди. Несмотря на высокое звание или уважаемый возраст, когда они идут по стоянке самолетов и дорожке для рулежки, нагибаются и что-то поднимают. «Каждый уважающий себя летчик или техник обязательно, если увидит камешек, нагнется и поднимет его. Чтобы не засосало в двигатель», – поясняют летчики.

Наша справка

СУ-24М – тактический фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

Самолет имеет 8 точек подвески вооружения. Максимальная масса боевой нагрузки самолета Су-24 составляет 7500 кг. Для решения задач подготовки и выбора видов оружия, управления пуском (сбросом) авиационных средств поражения и взрывателями при различных вариантах загрузки самолета предназначена установленная на борту система управления оружием.

Имеется возможность штатно применять боеприпасы с лазерным, телевизионным и телевизионно-командным наведением – корректируемые бомбы и ракеты.

СУ-24МР – тактический разведывательный самолет, предназначенный для ведения комплексной всепогодной разведки днем или ночью на глубине до 400 км за линией боевого соприкосновения войск.

– В ходе учебных полетов летчики отработают элементы предполетной подготовки, тренаж летного состава перед полетом, получат предполетные указания на выполнение воздушной разведки погоды, – рассказали «ВП» в полку. – Такие учебно-тренировочные полеты являются одним из этапов летной подготовки, в ходе которых экипажи повышают групповую слетанность экипажей на малой высоте, навыки боевого маневрирования после нанесения условного авиационного удара, выполняют имитацию выхода на боевой путь и проход по боевому пути с имитацией боевого маневрирования.

Среди обязательных элементов упражнений, которые также выполнят пилоты, – взлет и заход на посадку по освещаемой полосе в ночное время.

К полетам допускаются летчики, выполнившие определенные упражнения курса боевой подготовки. Для этой цели на аэродроме есть специальные автомобили с мощными прожекторами. Их во время ночных полетов устанавливают в начале взлетно-посадочной полосы.

Смотреть на то, как самолеты за секунды исчезают в ночном небе, – очень романтично для гражданских лиц. Действительно, красиво. Но для военных это прежде всего тяжелый труд, в котором всю романтику съедает строгая дисциплина и высочайшая ответственность.