Лицо, которое никто не рассмотрел

  • Лицо, которое никто не рассмотрел
  • Лицо, которое никто не рассмотрел
В спорах о новом облике набережной волгоградцы забыли узнать, каким же он будет.Волгоградская набережная, а точнее ее реконструкция, является эпицентром региональных дискуссий вот уже почти год – с того момента, как прошлым летом был объявлен конкурс архитектурных проектов, и до нынешнего времени, когда стало известно, что проект существует и от предыдущих существенно отличается, хотя окончательно не утвержден. Однако за шумом спора сама суть изменений, которые ожидают городской фасад, осталась совсем незамеченной. Так что, собственно, изменится на набережной?

История реконструкций и переделок

Реконструкция набережной – идея далеко не новая, напротив, у этого вопроса уже есть собственная история. Проекты реконструкции создавались еще в 60-70-х годах. Они связаны с именами таких архитекторов как, например, Юрий Краевой, Борис Гольдман и некоторых других. В 80-х годах начинает функционировать современное здание речного вокзала, созданное по проекту Тимофея Садовского. Волгоградский речной вокзал начинает упоминаться как самый большой в России и в Европе. К слову сказать,, Садовский был сотрудником Ленинградского института «Ленингипроречтранс». Набережная постоянно, хотя и не резко, меняла свой облик, становясь такой, какой мы привыкли ее видеть теперь.

В «новое» время также предпринималось несколько попыток реконструкции. Запоминающейся стала кампания, развернутая в начале 2000-х. Тогда проект реконструкции разрабатывал французский архитектор Жан-Мишель Вильмонт, преподнеся его в дар горожанам. Задумка парижанина в Волгограде в жизнь не воплотилась, к его реализованным российским проектам можно отнести только загородные дома в элитном Плещееве под Москвой, однако попытка была вписана в архитектурную историю Волгограда.

Наконец в 2008 году также объявлялся конкурс проектов реконструкции, в которых принимали участие волгоградские проектные организации. Тогда от слов, а точнее, от рисунков, к делу тоже перейти не смогли. Последний конкурс с публичным голосованием проводился в 2012 году и по замечанию организаторов привлек внимания не в пример больше – очевидно необходимость перемен назрела естественным образом.

Ой, что будет…

Конечно, в таком большом городе, как Волгоград с населением в миллион жителей, единодушного мнения в вопросе изменения облика главного публичного места ожидать не стоило. К каждому из возможных проектов возникали свои претензии, какие – теперь уже и не сразу вспомнишь. Например, проекты 2000-х годов критиковали за излишнюю коммерциализацию зоны отдыха – они предполагали не только разнообразные ларьки, но возможно и небольшие торговые центры. Итоговый проект 2012 года не приглянулся излишней монументальностью в исполнении. В новом проекте постарались найти «золотую середину». Как отмечает председатель городского комитета по градостроительству и архитектуре Александр Моложавенко, согласно новой концепции на набережной отсутствуют объекты торговли кроме двух кафе с мороженым и напитками, будет установлен павильон для проката велосипедов, а новой крупной архитектурной формой станет амфитеатр на 1,5 тысячи зрительских мест.

– На набережной часто проводятся масштабные мероприятия, – поясняет Моложавенко. – Поэтому появление там такого строения вполне оправданно.

А вот от установки объектов религиозного культа отказались, потому что религий и конфессий у нас много. Член общественной палаты Олег Капустин в свою очередь отмечает, что для новой концепции из предыдущих проектов было отобрано лучшее.

– Исторический облик должен быть сохранен. Я не хочу, чтобы это превратилось в конгломерат бетона. Сейчас там нет монументальных сооружений в виде костра или символов коалиции четырех государств, там появились фонтаны, велодорожки, зеленые зоны, – говорит Капустин.

Основательный подход

Важно понимать, что говорить о законченном проекте реконструкции пока рано. На публичных слушаниях, которые вызвали необычайный резонанс, обсуждался лишь проект планировки территории, который разрабатывался институтом градостроительного планирования Волгограда «Мегаполис» с выделением охранной, прогулочной, спортивной и мемориальной зон. Причем, как пояснили там, исходные данные, касающиеся, например, охранных зон, были предоставлены региональным министерством культуры и не изменялись. Визуализация проводилась институтом "Гипростроймост" из Санкт-Петербурга. Полноценный же проект реконструкции будет создаваться лишь теперь.

Еще одним мифом стало якобы преобладание бетона в концепции новой набережной. Однако здесь стоит принять во внимание тот факт, что часть ее затапливается во время разлива Волги, когда перепад воды составляет порядка 80 метров, поэтому бетоном будет покрыта только та часть, что находится ниже двенадцатой отметки, поскольку ничего иного там сделать не получилось бы. Не принято окончательное решение и относительно разведения пешеходной зоны и рокадной автодороги: если экспертиза покажет возможность затопления подземного тоннеля, будет выбран наземный вариант.

И самое главное: никто не покушается на внешний вид центральной части набережной Волги! Проект реконструкции охватывает ту часть набережной, что простирается от причальной стенки речного порта до Стены Родимцева, то есть до музея-панорамы "Сталинградская битва". Эта часть набережной в настоящее время находится в крайне плачевном состоянии, притом что фактически этот участок набережной никогда не имел законченного вида в отличие от архитектурного комплекса Центральной набережной, ставшего визитной карточкой города.

Теперь же подход основательный: проведены работы по экспертизе береговой линии, в том числе причальной стенки – так называемая «дефектовка». Стенка была условно разбита на сектора, по которым были даны рекомендации о ремонте, реконструкции или полной замене. Таким образом, реконструкция набережной это не только имиджевый проект, несущий внешние изменения, – это серьезное обследование технического состояния ее конструкций, которое напрямую связано с безопасностью людей. В ходе реализации проводятся исследования, материалы которых лягут в основу проекта до того, как он перейдет на стадию государственной экспертизы, ожидаемой в октябре. Только после этого на реконструкцию набережной будут выделены предполагаемые денежные средства, а это значит, что оценка будет строгой и возможность отступления от установленных норм, которой так боятся горожане, минимальна.

Поделиться в соцсетях