Магистрали без асфальта

Как подготовить речной транспорт на Волге к приему болельщиков ЧМ-2018?

15 ноября завершилась очередная навигация на Волге. Оценивая итоги сезона, речники строят планы на будущее, ведь водный транспорт – один из ресурсов, который может привлечь в Волгоград туристов, а следовательно, и деньги.

За горчицей – на теплоходе

Несмотря на то что Волгоград называют портом пяти морей, главная водная артерия эксплуатируется городом далеко не в полную силу. Старшее поколение помнит времена, когда на речном участке напротив Центральной набережной было буквально не протолкнуться. Там можно было увидеть множество различных судов – от пассажирских лайнеров и длинных барж до шустрых казанок. Постперестроечное время затормозило развитие водной артерии, но сейчас, утверждают специалисты, положение начинает выравниваться.

В особенности речные транспортники уповают на туризм. В последнее время среди волгоградцев стали особенно популярны водные экскурсии с зелеными стоянками. Кроме того, в рамках общероссийских проектов крупные суда привозят туристов на Мамаев курган и в музей-панораму «Сталинградская битва». Но, как считают речники, нужно создать как можно больше точек, где люди могли бы не только осмотреть достопримечательности, но и влиться в живую историю края.

– Мы уже подумываем о доставке туристов водным путем в музей «Старая Сарепта», где микроавтобус может забирать их непосредственно перед входом в шлюз, – говорит зам­директора речпорта Юрий Митасов. – Заодно они могут увидеть самый большой памятник Ленину и посетить музей Волго-Донского канала.

В Европе очень популярны этнические деревни, эта практика широко внедряется и у нас в России. Взять хотя бы тот же Свияжск под Казанью. Там выстроен храмовый комплекс, воспроизведена вся история острова, начиная от построек времен Ивана Грозного и заканчивая купеческими домами XVIII–XIX веков. Это музей под открытым небом, где туристы могут проникнуться атмосферой тех лет и даже поучиться основам кузнечного дела.

– Почему мы не можем создать что? то подобное у нас на Сарпинском? – продолжает Митасов. – Но не там, где в дальней части острова была выстроена крепость под реконструкцию, а гораздо ближе, напротив Царицынского моста. Туда мы можем обеспечить экскурсии водным трамвайчиком. Деревня может функционировать в теплые месяцы года постоянно. Но город почему? то не заинтересован в таком простом решении вопроса.

Фанаты в плавучих отелях

Отдельный ресурс для развития водного транспорта – чемпионат мира по футболу 2018 года. У волгоградских речников есть два предложения на эту тему. Во-первых, согласовать с организаторами круизных маршрутов точки перемещения болельщиков, для которых теплоход может просто превратиться в плавучую гостиницу. Если болельщик, например, планирует посмотреть какой? то матч в нескольких городах, то после Волгограда он может отправиться в Казань или Москву, силами нашего речного флота мы можем это обеспечить, – продолжает Митасов.

Еще одна идея: безвестные песчаные пляжи напротив речпорта можно превратить в места отдыха, и, установив на острове огромный плазменный экран, дать возможность увидеть матч тем, кто не смог попасть на трибуны.

– В этом случае очень просто обеспечить охрану порядка, – говорит Митасов. – Я думаю, ею в первую очередь будет водная среда. А доставить людей мы сможем силами речных трамвайчиков и маломерных судов.

Возможен ли бизнес на «маломерах»?

Кстати, сегмент маломерных судов специалисты считают самым недооцененным со стороны туристов. Большинство людей предпочитают им путешествие на теплоходах. Причина проста – великая русская река не готова принимать маломерный флот. Причалов для легких моторных судов практически нет, заправочные станции встречаются как минимум через 300 км, а водные гостиницы и яхт-клубы от Москвы до Астрахани можно пересчитать по пальцам.

Еще одна головная боль – безопасность. В последнее время на Волге появилось немало частников, деятельность которых недостаточно регламентирована. По мнению специалистов, необходим строгий учет и контроль «маломеров». Этим вопросам было посвящено недавнее заседание круглого стола в Госдуме, куда были приглашены представители Минтранса, регистрационных организаций и силовых структур.

– Де-юре у нас имеется две организации по регистрации маломерных судов: речной регистр и морской регистр, – говорит представитель объединения страховщиков маломерного флота ИМС Илья Буштухин. – А де-факто их три – есть еще спортсудорегистр. Это вносит определенную сумятицу в систему классификации. Чтобы навести порядок, нужен единый реестр регистрации судов.

Чужие яхты здесь не ходят

Еще одна проблема, снижающая возможности речной транспортной артерии, – запреты для судов под иностранными флагами.

До сих пор в инструкции, предусматривающей их движение по внутренним водам России, существуют ограничения в прохождении стратегических объектов, которыми являются каналы и плотины. Это значит, что иностранные маломерные суда, в частности катера и яхты, не могут посетить города – участники чемпионата мира по футболу. Энтузиасты не раз предлагали пересмотреть нормы, оставшиеся в наследство со сталинской поры. В эпоху спутников говорить о речном шпионаже с борта яхты по меньшей мере наивно. Но решение, устраивающее всех, пока еще не выработано.

Развитию мешает и неумолимое старение волжского флота. В Волгограде, в частности, речные суда не обновлялись еще со времен СССР. По оценкам изучающих эволюцию флота специалистов, одной из серьезных причин слаборазвитого кораблестроения является отсутствие конкуренции. Маршруты круизных судов не меняются годами, а судовладельцы не спешат расширять рынок своих услуг. Их главной задачей являются пассажирские перевозки, но целый ряд направлений в той же Волгоградской области является дотационным. К примеру, в городе-герое часть платы за билет для льготных пассажиров погашает мэрия. Так что для развития речного транспорта нужна не только политическая воля властей, но и дальновидные, креативные инвесторы, которые верят, что за Волгой – будущее.