Маркетинг для деревни, или зачем Урюпинску бренд-менеджер

Еще не так давно Урюпинск был одним из множества райцентров России, в существование которого, к слову, верили не все, считая его городом из анекдотов.

Сегодня же это официальная столица российской провинции, у которой есть собственный бренд-менеджер, сюда едут туристы. Такую известность наш Урюпинск приобрел во многом благодаря активным и неравнодушным жителям. Как у них это получилось?

Из столицы – в столицу

– Бренд-менеджер – специальность редкая, – говорит представительница необычной профессии Инна Кузина, которая как раз и занимается продвижением Урюпинска в России. – Занялась я этой работой совсем недавно, когда вернулась в родной город из Москвы. Пока здесь нет рамок, и этим она мне интересна.

Брендирование городов – тема нынче модная, и отношение к ней разное. Одни воспринимают ее с долей скептицизма, другие видят за ней будущее.

– В 1956 году вышла книга «Судьба человека», в которой главный герой встречает мальчика Ванюшу и находит в нем свою судьбу. Действие происходит в Урюпинске, – продолжает Инна. – Тогда у города и появилась первая волна известности.

Своим городом урюпинцы гордятся по праву – здесь есть краеведческий музей с богатой коллекцией палеонтологических предметов, археологических находок и чучел животных. Отдельное слово посвящено теме казачества на Хопре и православию – сюда постоянно приезжают верующие взглянуть и прикоснуться к чудотворной иконе, найденной в окрестностях города и хранящейся в Покровском храме. Урюпинцы верят, что вода из источника обладает целебной силой и даже избавляет от телесных недугов. В 2000 году на выигранный грант в Урюпинске установили памятник козе – кстати сказать, единственный в России. С 2012 года здесь работают над развитием и продвижением бренда. Чтобы использовать его как инструмент в развитии города, запатентовали знак «Столица российской провинции» и заодно, чтобы не было попыток оспаривать первенство, второй – «Столица российской глубинки».

Сегодня урюпинцы активно борются с имиджем «Россия – провинция – дыра», пытаясь перевести его в положительное русло, чтобы российская провинция ассоциировалась только с прогрессом.

Объединяющая сила

Зачем городу бренд? Это узнаваемость, имидж, продвижение товаров местного производителя и участие в программах. Он направлен на инвесторов, туристов и, самое главное, – на жителей.

– Бренд – это идея, которая объединяет жителей города, дает им понять, куда двигаться дальше, – говорит Инна. – У нас нет строки в бюджете, предусмотренной на брендирование, все делается за счет людей, которые заинтересованы в продвижении города.

На территории Урюпинска зарегистрировано около 50 ТОСов. Каждый активно работает над развитием территорий. Так, в Урюпинске уже установлено около 150 современных детских площадок – и все силами ТОСов. Через них идет и мониторинг проблем граждан.

– И, что важно, муниципальные власти всегда идут навстречу ТОСам, слышат их, помогают им и доверяют, – отмечает Инна Кузина. – Словом, бренд – это хорошая платформа, но чтобы он работал, за ним должны стоять инициативные и активные люди.

– Мы не ругаем власть и ситуацию, а проводим конкурсы, участвуем в проектах, чтобы каждый житель с гордостью говорил: «Я – житель Урюпинска», – говорит бренд-менеджер.

Уникальный опыт Урюпинска отмечают и федеральные эксперты по развитию территорий. Проект столицы российской провинции был презентован на форуме «Сообщество», прошедшем недавно в Волгоградской области.

– Мы проехали всю страну и можем сказать, что опыт Урюпинска уникален, – отметил генеральный директор фонда «Перспектива» Александр Свинин. – Мы хотим, чтобы остальные познакомились с практикой, как в отдельных городах при взаимодействии организаций с органами власти можно реализовывать интересные социальные проекты.

Популярные города-бренды в России

Добрянка – столица доброты (Пермский край)

Урюпинск – столица российской провинции

Великий Устюг – родина Деда Мороза (Вологодская область)

Мышкин – город мыши (Ярославская область)