Местные власти в качестве пассажиров

Вместо заявленных МУПов в большинстве районов вопрос внутренних перевозок пока решается за счет частников. С мая прошлого года организация транспортного обслуживания населения на внутримуниципальных автобусных маршрутах стала обязанностью органов местного самоуправления всех городских округов и районов Волгоградской области. За это время муниципалитеты успели накопить опыт в решении важного вопроса.

Буквально под бой курантов удалось решить проблему с перевозками пассажиров в Дубовском районе. Ранее власти заявляли о создании муниципального предприятия, однако, как рассказывает заместитель главы района Александр Шрайнер, вопрос удалось решить иначе.

– До перераспределения полномочий внутрипоселенческие маршруты обслуживало профильное государственное предприятие, – говорит Шрайнер. – Было намерение сделать АТП муниципальным казенным учреждением. В этом случае все движимое и недвижимое имущество предприятия было бы передано району в безвозмездное пользование или в аренду. То есть содержать его администрация района была бы обязана, а распоряжаться не имела бы права. Просчитав все «за» и «против», от этого варианта были вынуждены отказаться, так как он очень обременителен для районного бюджета.

Специалисты администрации просчитали: содержание всех помещений АТП, его ремонтных мастерских, боксов, автобусного парка, который далеко не нов и требует немалых средств на ремонт, обеспечение горюче-смазочными материалами, местный бюджет, конечно, не потянул бы. И оставшиеся в АТП маршруты никогда не окупили бы эти огромные расходы. К тому же право собственности на имущество у АТП оказалось неоформленным. Так что любые сделки с ним могли быть признаны незаконными.

Стоит отметить, около полугода назад главой района стал Александр Ляшенко, до этого руководивший райцентром. Новый руководитель стал тщательно искать пути решения транспортного вопроса – не для галочки, а для удобства населения. Пригласив для переговоров о сотрудничестве местного предпринимателя Сергея Молоканова, занимающегося пассажирскими перевозками внутри Дубовки, Ляшенко постарался убедить автоперевозчика – необходимо сделать ежедневные маршруты к поселениям. Даже если несколько возрастут тарифы, это все равно будет удобнее для людей, которые добираются на работу или учебу в Дубовку. В результате, отмечает замглавы района Шрайнер, предприниматель буквально 30 декабря приобрел по лизингу 10 новых микроавтобусов фирмы «Ситроен».

– Рейсы действуют ежедневно, по многим направлениям даже не два, а четыре раза в день, – рассказывает муниципальный служащий, – многие жители уже перестали снимать жилье в райцентре, им удобнее и экономнее возвращаться домой. Причем водители новых маршрутов проживают в селах и расписание рейсов составляется с учетом пожеланий пассажиров. Сейчас в министерстве транспорта области глава района решает вопрос о передаче в аренду частному перевозчику здания автостанции. В скором времени планируется открыть маршрут на село Челюскинец, которого никогда не было.

Опыт Дубовки на сегодня – один из успешных. По подобному пути еще в прошлом году пошли власти Клетского района. Не было бы счастья, да несчастье помогло – в Клетском районе филиал ПАТП прекратил свою работу до начала перераспределения полномочий на уровень районов. Власти проанализировали маршруты на предмет их прибыльности и пригласили для переговоров частных перевозчиков. Им также предложили работать на условиях партнерства с оказанием методической и административной поддержки. Кстати, при содействии правительства региона транспортным перевозчикам были переданы в аренду гаражи, ранее принадлежавшие филиалу Волгоградавтотранса.

Год назад, когда только решался вопрос об автоперевозках внутри районов, ряд муниципалитетов ратовал именно за муниципальные автоперевозки. Руднянский, Новоаннинский, Старополтавский, Суровикинский, Кумылженский, Чернышковский районы планировали принять в муниципальную собственность производственные базы структурных подразделений Волгоградавтотранса.

– На сегодняшний день вопрос создания муниципального автотранспортного предприятия остается открытым, – рассказывает управляющий делами администрации Чернышковского района Геннадий Козловский, – такая же ситуация и у многих коллег из других муниципалитетов. Большинство, так же, как и мы, приходят к выводу, что в условиях дефицита бюджета реально только расширение государственно-частного партнерства. У нас в районе сейчас работает два частных автоперевозчика, по просьбе жителей и по ходатайству администрации несколько изменилось время отъезда.

Но, акцентирует Геннадий Козловский, частные перевозчики неохотно идут на социальные маршруты с низким пассажиропотоком. Инструментов, позволяющих повлиять на изменение их решения, пока у местной власти не так много.

С коллегой согласен заместитель главы администрации Жирновского района Петр Мармура.

– Можно, конечно, пойти запретительными мерами и не согласовать частнику наиболее выгодный маршрут, если он не готов взять в нагрузку «социальный», – отмечает Мармура, – только тогда предприниматель вправе обратиться в антимонопольную службу или же через суд получить право заниматься автоперевозками.

Ценовую конкуренцию частникам в Жирновске все-таки решили составить созданием автономного муниципального учреждения – возможно, оно уже в феврале начнет свою работу и обеспечит удобными маршрутами население района. Так же жирновчанам придется конкурировать и с развитой сетью межрайонных перевозчиков, которые всегда готовы «подбросить до трассы». На сегодня районные руководители уверены – автотранспортный вопрос останется не до конца решенным, если не обеспечить более тесное взаимодействие местных властей с областными и федеральными структурами. Гарантия четкого внутрирайонного транспортного сообщения, заключают представители муниципалитетов, это совершенствование нормативной базы на уровне региона, которая даст зеленый свет полномочиям местных властей.