Место для удара головой

Практически ежедневно в Управление государственного автодорожного транспорта по Волгоградской области поступают жалобы от пассажиров маршруток. 66% этих жалоб касаются грубости, недостойного поведения, невнимательности, курения и даже сквернословия водителей, 12% – превышения стоимости проезда, 8% пассажиров жалуются на несоблюдение водителем правил дорожного движения, около 7% – на грязь в салоне микроавтобуса и 4% – на нарушение норм вместимости.

Такие данные озвучил на очередном заседании Совета по защите прав потребителей в администрации региона руководитель этого управления Эдуард Баранкевич. По его словам, только письменных жалоб от пассажиров «маршруток» в этом году поступило около 80. По каждому обращению специалисты ведомства в рамках своей компетенции провели проверки, составлено 16 протоколов об административных нарушениях, которые были затем направлены в суд. 10 нарушителей оштрафовали. Но штрафы оказались весьма «демократичными» – в сумме 25 тыс. рублей и вряд ли больно ударили по кошельку этих самых нарушителей.

Ситуация с качеством пассажирских перевозок очень беспокоит Управление государственного автодорожного транспорта по Волгоградской области.

– Либерализация предпринимательской деятельности позволяет сегодня кому угодно осуществлять перевозки пассажиров, не обременяя себя какими-либо обязательствами и в течение трех лет уходить из-под контроля надзорных органов, – говорит Эдуард Баранкевич. – Да и осуществлять надзор в силу установленных законодательных ограничений и введения порядка согласования всех внеплановых проверок с прокуратурой становится все более проблематично. Например, сегодня прокуратура не согласует внеплановую проверку, если в жалобах и обращениях не будет содержаться информация о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований. А грубыми нарушениями считаются возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью граждан и причинение средней тяжести вреда здоровью двух или более граждан. Причем все это тому, кто написал жалобу, надо подтвердить документально. То есть практически ни по одной жалобе нами не может быть инициирована проверка хозяйствующего субъекта! Предпринять какие-то меры по поводу грубости водителя или его недостойного поведения вообще нереально. Нарушения такого рода никому не подконтрольны, кроме владельца автобуса. А владельцем автобуса очень часто является сам водитель…

Госавтонадзор, как и другие органы контроля и надзора, в соответствии с существующим законодательством имеет право проводить проверки не чаще одного раза в три года. И даже столь редких встреч предпринимателям, специализирующимся на пассажирских перевозках, удается избежать! Существует множество способов уйти от проверок, причем вполне легально.

– Сегодня, – объясняет Эдуард Константинович, – настолько упрощена процедура получения лицензионной карточки, что индивидуальному предпринимателю не составляет труда сдать ее в лицензирующий орган перед предстоящей плановой проверкой, а через 10 дней получить ее снова. И проверка не состоится!..

Предприимчивостью владельцев «маршруток» модно было бы восхититься, если бы не одно большое «но»: количество аварий на дорогах с их участием постоянно растет. По информации Госавтонадзора, в прошлом году в регионе по вине лицензируемого транспорта было совершено 43 ДТП, в которых погибли 4 человека и 57 человек получили ранения. Послабление законодательства по отношению к перевозчикам стоит жизни и здоровья их клиентам – пассажирам.

По мнению специалистов, необходимо принятие новых, более совершенных Правил организации транспортного обслуживания населения на автобусных маршрутах регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщениях в Волгоградской области с последующим внесением поправок в муниципальные законодательные акты.

Проводивший заседание Совета по делам потребителей губернатор Анатолий Бровко с мнением специалистов согласился и поручил Управлению государственного автодорожного транспорта по Волгоградской области обратиться в муниципалитеты с соответствующей законодательной инициативой.

Поделиться в соцсетях