Мирись и больше не дерись

Психологи все чаще слышат от детей о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками

За пять лет работы зафиксировано более 49 тыс. обращений подростков, детей и их родителей на горячую линию. Вопросы, с которыми они обращаются, самые разные – конфликты со сверстниками и родителями, несправедливость мира, нарушение их прав или неразделенная любовь. Руководитель этой службы Наталия Миронова рассказала «ВП» о том, чем может помочь горячая линия детям и их родителям.

Что вам можно доверить?

– Наталия Робертовна, так кто же чаще звонит – дети, подростки или взрослые?

– Процент позвонивших детей из года в год держится на одном и том же уровне – 85–87?%. Это значит, что телефон востребован у детской аудитории. После рекламных кампаний, таких как «Минута телефона доверия», тематических уроков и родительских собраний, уличных акций сразу фиксируется увеличение звонков в 2–3 раза. Дети узнают номер и сразу же на переменке стремятся его набрать.

– Что спрашивают те, кто звонит первый раз?

– Для них важно проверить, действительно ли это детский телефон доверия. Ребенок интересуется: а можно ли вам доверять, а что вам можно доверить? Психолог объясняет позвонившему, что он может рассказать обо всем, что беспокоит. И что не обязательно представляться, потому что телефон анонимный. Это информационный запрос, но он очень важен, потому что ребенок понимает, что телефон – действующий. Что если у него будет проблема и рядом не будет человека, с которым можно поделиться, то он наберет номер и поделится своими сомнениями, будет выслушан и получит совет, как действовать.

Разговорить молчуна

– А бывает, что на той стороне провода молчат?

– У нас есть алгоритм работы с разными звонками, в том числе и со звонками молчания. Молчание бывает разное. Психолог никогда не бросает трубку, но начинает выстраивать диалог. Например, так: «детский телефон доверия слушает», «говорите, пожалуйста», «если вам сейчас трудно говорить, давайте помолчим вместе, а потом вы расскажете, какая проблема вас беспокоит», «если вы сейчас не можете говорить, то позвоните позже, мы открыты для вас всегда. Телефон работает круглосуточно, вам не нужно представляться, достаточно рассказать, что вас беспокоит». Но это при условии, если есть какие?то звуки, шорохи, то есть на том конце провода есть какая?то жизнь. В 70?% случаев молчуны начинают разговор.

– С какими вопросами чаще всего звонят дети?

– Для детей ведущей тематикой являются взаимоотношения со сверстниками. Резко растет количество обращений девочек все более младшего возраста, когда у них не складываются отношения с мальчиками. Если раньше 15?летние переживали из?за расставания с мальчиком, то сегодня – 7–8?летние. Психологи все чаще слышат от первоклассниц: «Меня бросил мальчик». В ходе разговора психолог выясняет, что они встречались целый год, пока ходили в одну группу детского сада. А теперь учатся в параллельных классах и почти не видятся. И девочка считает, что бывший одногруппник ее бросил.

– Откуда такие взрослые рассуждения?

– Здесь работают стереотипы: дети слышат взрослые разговоры и усваивают их на своем уровне. Если раньше фраза «я не могу без него» была свойственна взрослым женщинам, то теперь ее произносят дети. В школе девочки слышат разговоры старших подруг, где эта тема тоже весьма актуальна, поэтому они тоже думают не про учебу, а про мальчиков.

Как найти друга

– А что беспокоит мальчиков? Они звонят на телефон доверия?

– В последнее время число мальчиков, звонящих на детский телефон доверия, возросло в два раза. Они стали понимать, что с психологом можно поговорить на такие темы, которые не всегда обсудишь с мамой или друзьями. Вопросы бывают разные. Их тоже интересуют взаимоотношения с девочками – как сделать так, чтобы она обратила на него внимание, как пережить расставание. Не меньше детей интересует вопрос, как дружить. Часто они присваивают себе друзей и подруг. А потом очень ревностно относятся к тому, что эти по­дружки и друзья позволяют себе общаться с кем?то еще. Они не понимают ценности качественной дружбы, оперируя количественными категориями – чем больше у тебя друзей в социальных сетях, тем более ты популярен. Психолог подводит детей к выводу о том, что дружить с сотнями так, как дружишь с одной хорошей подругой, невозможно, и дело не в количестве, а в качестве дружбы.

Вопрос от мам и пап

– А родителей что интересует, какую помощь и какие слова они хотят услышать от психолога детского телефона доверия?

– Больше всего взрослых интересуют детско-родительские взаимоотношения. Очень трудно родителям, которые заняты зарабатыванием денег, понять своего ребенка. Как, впрочем, и ребенку трудно понять своих мам и пап, которые постоянно чем?то заняты. И дети обижаются на родителей за невнимание к их проблемам, за излишние требования без учета их интересов. А когда ребенок обижается, он перестает слушаться.

– Родители ведь тоже обижаются на детей за непослушание?

– Но эти обиды идут оттого, что родитель сказал ребенку, как надо сделать, а он не послушался. Не записался в ту секцию, в какую хотел его записать папа, не носит юбку, которую купила мама. Но если постоянно заставлять ребенка делать что?то против его воли, он просто научится лгать. Ставьте ограничения там, где они действительно нужны, – нет наркотикам, курению, алкоголю, воровству. Но какие брюки купить, какой кружок посещать, когда делать уроки, когда наводить порядок в своей комнате, пусть ребенок решает сам.

Фото vpravda.ru

Проект подготовлен в рамках гранта Волгоградской области «Укрепление семейных ценностей и реализация демографической политики в Волгоградской области»