Монастырская дорога к небу

Жизнь православного монастыря со стороны кажется загадочной и необъяснимой. Что происходит за его стенами, как живут и чем дышат его обитатели? Паломнические поездки и познавательные туры по святым местам лишь чуточку приоткрывают завесу этих тайн. Чтобы соприкоснуться с ними поближе, корреспондент «ВП» пожил в одной из самых старинных и мистических монашеских обителей Волгоградской области Каменно-Бродском Свято-Троицком Белогорском мужском монастыре и с головой окунулся в монастырскую жизнь.

Чабан и философ
Раннее утро. На улице темно и холодно, сыплет снег и завывает ветер. Но в монастыре жизнь закипает задолго до рассвета. Послушник Евгений работает в трапезной – это его главное послушание. Другая его обязанность – водить паломников в древние, вырытые в меловых горах пещеры, где когда-то текла затворническая жизнь монашеской братии.
Поднимаясь по склону горы к пещерам, Евгений рассказывает про свою жизнь. «Работал чабаном и скотником и всегда тесно соприкасался с природой», – говорит он.
Вот только какая-то необыкновенная внутренняя культура, возвышенная речь и склонность к религиозному философствованию говорят о том, что этот человек не просто бывший чабан и скотник. Есть в его размышлениях много необычного для понимания простого мирянина.
– Духовный мир, он ведь очень красив, я его вижу и созерцаю, – делится послушник своими чувствами. – Может, за то, что всегда любил и чувствовал природу, Господь даровал мне такое видение. Ко мне и волки не раз подходили, и змеи по мне ползали, и тарантулы, когда ночевал в степи, и никто меня не трогал и не кусал, Господь миловал...
Рассказ послушника захватывает все больше. «Бывает, возьмешь книгу в руки и уже знаешь, что в ней написано, или чувствуешь на расстоянии, какую боль и потерянность несет людям бездуховность, какие негативные события происходят в родном городе...» Истинное утешение и радость, по мнению Евгения, человек может получить только в молитве и посте. «Когда читаешь молитву, к тебе приходит благодать, чувство любви к Господу и его творению. А перед глазами проходит красота природы, солнце и звезды, в душе рождается любовь, в голове высокие мысли...»
Пещерные таинства
Но надо торопиться, ведь у моего проводника очень мало времени: через полчаса надо быть на кухне и кормить братию. Меловые своды отсвечиваются в тусклом мерцании свечей. «Благодать тут очень сильная, – рассказывает Геннадий, – потому что монахи, которые здесь жили веками, пропитывали стены пещер молитвами, потому что тут лежат их святые мощи». По официальной научной версии, входы пещер были известны во второй половине XIX века, и сегодня для посетителей открыто около 200 метров ходов. Но многочисленные провалы свидетельствуют о том, что пустоты простираются на значительное расстояние и что в прошлом пещеры были связаны с наземной частью монастыря.
Однако у монахов свое, религиозное видение истории этих подземелий. В чем-то оно напоминает легенды и домыслы, но в вопросах веры таких понятий не существует. Зато есть религиозное таинство, и церковь до поры до времени бережно его охраняет.
Евгений пересказывает версию, которая склоняется к христианской сакральности, необычной святости и загадочности этих таинственных подземелий. «Монахи, которые уходили в пещеры в поисках уединения и прятались от гонений властей, были людьми набожными, великими молитвенниками и постниками, но они не могли поставить замки на входы в пещеры, поэтому защищались молитвами», – продолжает послушник. С его слов, старцы силой духа могли даже раздвигать стены и беспрепятственно уходить и от своих гонителей, и просто от докучавших им мирян. Как бы то ни было, но проведенные исследования показали, что доля истины в этих рассуждениях есть. Внутри пещер были обнаружены и через просверленные отверстия просвечены скрытые помещения. А в них просматриваются высеченные скамейки и даже мощи безвременно почивших монахов, решивших сделать здесь свое святое кладбище. Согласно поверью эти святые люди питались подножным кормом, травой, разными отварами.
Но пока открывать миру пещерные таинства церковь не решается. Например, входы на нижние этажи пещер засыпаны песком, из-за того что поднялись грунтовые воды. «Господь никого не пропускает туда, потому что люди не готовы к божественным откровениям», – философски рассуждают служители культа. Владыка епископ Волгоградский и Камышинский Герман лично распорядился ничего не трогать в святых пещерах. Мол, придет время, и все само откроется.
– Вот тут находится надгробие святого монаха, – продолжает экскурсию по пещерам мой проводник, – у него исцелилось многих болящих, а вон там дальше прорублена ниша, чтобы пропускать встречных монахов, которые в старину выносили на поверхность вырубленную породу».
Но самое интересное – прорубленная в стене маленькая, два на два метра келья. Святой старец искал в ней уединения и жил в ней в полной аскезе. Спал старец на полу, подстилая сухую траву и солому.
Евгений свято верит, что «в наше время такие великие святые старцы живы, и они молятся за нас, грешных». Но пока им приходится скрываться от мира и прятаться в тайных и удаленных от людей скитах.
Почему каша вкусная
В Каменно-Бродском монастыре трапезная считается чуть ли не самым благостным местом. Что, впрочем, неудивительно. Помещение располагается в самом старинном здании монастыря, и, как говорят монахи, оно очень сильно намолено. Еще в 1867 году на этом месте была основана небольшая женская община, позднее преобразованная в монастырь. В 1913 году здесь жили уже 38 монахинь и 183 послушницы. Но с приходом к власти большевиков монастырь прекратил свое существование. А уже после войны в стенах сохранившихся зданий организовали государственную конюшню. Но в 90-е годы усилиями верующих здание было восстановлено. Кто знает, может, из-за этой самой намоленности простая и невзыскательная пища, которой питаются монахи и проживающие в монастыре волонтеры-трудники, кажется такой необычайно вкусной? Как бы то ни было, но начало и завершение трапезы не обходится без молитвы. Ее проводит священник или монах, а когда братия принимает пищу, священнослужитель читает о жизни преподобных старцев. Сегодня на завтрак каша с растительным маслом, немного рыбы, сыр и сладости, а на обед, так как праздник обретения мощей Серафима Саровского, будут щи с курицей. Но такое послабление только для не посвященных в сан трудников. Монахи же дают обет никогда не употреблять в пищу мясо. Особенно суровой диеты приходится придерживаться в пост. В строгие дни нельзя есть даже растительное масло. Разве что жидкий супчик из картошки и вермишели или кашу из цельных зерен...
Вообще в Каменно-Бродском монастыре жизнь считается суровой даже по монастырским меркам. Воду приходится носить ведрами из родника, печи топить дровами, и только недавно сюда провели газ для отопления монастырского храма. Да и сам монастырь находится на задворках цивилизации. Зато, как говорят монахи, именно в таких удаленных монастырях и проверяется стойкость духа человека, его желание отдать себя служению Господу.
Командированные Господом
Почему же человек оставляет комфортную жизнь в миру и принимает монашеский постриг?
Староста монастыря отец Иесей – монах с 12-летним стажем. Он уверен, что на все есть промысел Божий и что без него ни один человек даже не переступит порог монастыря.
– К нам приезжают и хорошие, и плохие люди. Всех их командировал Господь, – замечает отец Иесей. – Кто-то хочет очистить свою душу, а кто-то поглумиться над верой себе на погибель.
У самого отца Иесея путь к вере и монашеству был тернистым и трудным. Но, как он сам говорит, «на все воля Божья»: «Я ведь атеистом был, крестился только в 40 лет. Но из-за проблем с бизнесом стал задумываться о том, как свести счеты с жизнью. К счастью, в руки попалась книга, в которой говорилось, что за грех самоубийцы будет отвечать его семья. Чуть позже прочитал, что есть душа и что мир наполняют бестелесные сущности. А потом и сам стал видеть ауру человека. Кстати, из-за этого меня священник полтора года отказывался крестить. Но когда окрестил, сказал, что я не от мира сего, и напутствовал определиться в монастырь».
Главное, считает монах, все перетерпеть, всей душой полюбить Господа, и тогда на тебя снизойдет его благодать и ощущение необычайного религиозного счастья.
– Это такая благодать, которая непонятно откуда на тебя накатывается. Чувствуешь необъяснимую сладостную любовь к Богу, к людям, к окружающей природе. И даже слезы умиления появляются во время молитвы. А еще приходит праведность, прозорливость и полное равнодушие к деньгам, хотя как старосте мне приходится держать в руках солидные суммы.
Но поначалу послушание было настолько суровым, что отец Иесей (тогда у него было другое имя) стирал до крови ладони и даже не мог без благословения настоятеля носить рукавицы. Потом он мыл посуду на кухне и два года трудился пастухом. «Сколько бы ни было трудностей, сколько бы ты ни грешил, надо держаться. Ведь главная задача беса – выгнать монаха из монастыря», – говорит отец Иесей.
Вообще человек решивший стать монахом, должен принять множество обетов. Среди них послушание (отказ от своей личной воли и послушание духовнику); безбрачие; отказ от владения личной собственностью); обет непрестанной молитвы.
Но для начала нужно приехать в монастырь, побыть трудником, послушником, и хотя бы отказаться от курения и выпивки. Много званных, но мало избранных. В монастырь приезжает много людей, но остаются считанные единицы. Некоторые хитрят, сдают в городе квартиру, живут за счет монастыря, а сами копят деньги на путешествия и развлечения. Но, как сказал отец Иесей, Господь сам с такими разбирается, а монастыри для того и существуют, чтобы спасти хотя бы одного человека.
Действительно, каких только чудес ни происходит, когда в монастырь за помощью обращаются больные и обездоленные. Рассказывают, что после молитвы в пещерах встал на ноги молодой инвалид-колясочник. Теперь он постоянно приезжает в монастырский храм и благодарит Бога. А с одной женщиной, у которой муж пропил квартиру, произошла и вовсе невероятная история. Она приехала просить помощи у иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость, а вернувшись, в этот же день сообщила по телефону, что ее муж-пьяница неожиданно умер.
– Промысел Божий мирскому человеку трудно понять, – поясняет отец Иесей, – но эта женщина и двое ее детей по молитве не остались без жилья, она сама укрепилась в вере, будет вместе с сыновьями отмаливать мужа и отца.
Молитва – главный труд
В небольшом кирпичном доме живут трудники. Эти люди работают на кухне, чистят снег и колют дрова, помогают строителям, которые восстанавливают монастырский храм, и обязаны присутствовать на всех храмовых службах. Насущной рабочей силой для монастыря они являются, зато их можно считать потенциальным резервом пополнения монашеской братии. Впрочем, приходят они сюда разными путями и с разными целями.
Например, Сергей, специалист по компьютерным технологиям. Он говорит, что в монастыре у него «душа отмокает». Молитва и послушание позволяют отвлечься от компьютера и городского негатива. А еще он понял, что монастырское братство действительно существует. «Тут каждый хочет помочь другому и подложить кусок пожирнее. В миру такого нет». Трудник Александр ездит по монастырям и шьет церковную одежду. Это очень редкое и тонкое мастерство. Но самая сложная дорога к храму была у 24-летнего Виктора. Он оказался в кабале у «черных» риелторов, лишился квартиры и был жестоко избит за долги. «Меня ударили обухом топора по затылку, сломали ребра. Потом я лежал в больнице в Даниловке, но, к счастью, меня подобрали местные казаки».
Как-то работая в поле, Виктор попал в страшный ураган. Ветер был настолько сильным, что вырывал с корнем опоры электропередач, но парень остался жив.
– Вот тогда-то я и подумал, что неслучайно меня два раза Господь от смерти спас, и решил податься в монастырь, – говорит трудник. – Быт тут скромный, но зато чувствую очищение, обрел спокойствие и понял, что душевное благополучие выше материального.
Но самым главным трудом у всей монашествующей братии является молитва. Чтобы понять, что такое монастырская служба, решаю отстоять все богослужения. Первыми начинаются утренние молитвенные правила, потом утренняя служба, после обеда чтение молебнов, а перед ужином вечерняя, а после – вечерние правила. Болит спина, ноют ноги, но монахи как будто не знают устали: все так же поют псалмы, читают житие святых и акафисты. Смотрю на часы – вечерняя служба продлилась 3,5 часа! В конце дня в изнеможении падаю на кровать и с трудом поднимаюсь утром. Но ведь монахам и послушникам приходится еще и работать.
– Монастырь возник по промыслу Божьему, поэтому наша задача молиться и спасать людей, – говорит отец Иесей, – В прошлом году неподалеку от нас перевернулся автобус с детьми, но, слава Богу, все остались живы. Может, кто-то из них потом возьмет да и придет в храм, поблагодарит за это Бога и спасет свою душу. Наверное, для этого и существуют монастыри в современном мире. Кто знает? На все воля Божья.
Между тем моя короткая командировка закончилась. Пора заводить машину и в путь. А метель все не утихает и не утихает. Узенькую дорогу почти на половину колеса занесло снегом. Иеромонах отец Конон благословил меня на дальний путь. С Богом!

СПРАВКА «ВП»
Монастыри Волгоградской и Камышинской епархии

Свято-Архангельский мужской
404171, Волгоградская область, Светлоярский район, х. Барбаши; тел. (8442) 32-53-02, благочинный – игумен Варсонофий (Лаврищев).

Свято-Духов мужской
400012, г. Волгоград, ул. Чапаева, 26; тел. (8442) 32-76-97, благочинный – игумен Варсонофий (Лаврищев).

Преподобных Сергия и Германа Валаамских мужской
404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 2в; тел. +7906 174-89-63, священник Владимир Зобов.

Свято-Троицкий Белогорский мужской
403665, Волгоградская область, Ольховский район, сел. Каменный Брод; тел.: (84456) 5-66-88, +7961 058-85-08, наместник игумен Елисей (Фомкин).

Михаило-Архангельский мужской
403153, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Набережная, 70а, священник Виктор Шевченко.

Кременско-Вознесенский мужской
403574, Волгоградская область, Клетский район, х. Саушкин; тел. (84456) 2-39-16, наместник – игумен Руфин (Иванов).

Божией Матери Ахтырский женский
403662, Волгоградская область, Ольховский район, сел. Гусевка; тел. (84456) 5-42-41, старшая сестра – монахиня Серафима (Каштанова).

Свято-Вознесенский женский
404002, Волгоградской область, г. Дубовка, настоятельница – игумения Анна (Ерофеева).

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский
403440, Волгоградская область, г. Серафимович; тел. (84464) 4-45-44, настоятельница – игумения Георгия (Боровик).

Источник: официальный сайт Московского патриархата.