Мост больше не танцует

На мосту закончена установка противовесов для гашения колебаний – демпферов. Теперь, по словам вице-губернатора Волгоградской области Юрия Коваля, «танцы» мостового перехода можно считать частью его богатой истории.

Решена одна из самых сложных и спорных задач, которую задал волгоградцам открывшийся мост через Волгу. На весь процесс от ее постановки до окончательного решения ушло полтора года.
Как известно, новый мост прославился сильными колебаниями конструкций 20 мая 2010 года. После этого казуса, растиражированного по телевидению и в сети Интернет, волгоградское сооружение с легкой руки журналистов окрестили «танцующим» мостом.
Сразу же после происшествия было проведено комплексное исследование всех конструкций мостового перехода. Результаты рассматривались на совещании у министра транспорта Российской Федерации Игоря Левитина.
Однако окончательные причины случившегося были выявлены лишь в ходе последующей масштабной работы по изучению источников возникновения колебаний. Для этого на мосту пришлось установить датчики, которые регистрировали направление и скорость ветра. Специалисты сошлись на том, что колебания стали следствием резонанса, который возник вследствие совпадения частоты колебаний мостового перехода и ветра.
По итогам практических и лабораторных исследований представители Центрального аэрогидродинамического института предложили установить на мосту адаптивные массовые демпферы. Технические работы начались в середине этого лета и от начала и до конца проводились без ограничения движения автотранспорта.
– Как и было обещано, работы по установке демпферов завершены в срок, то есть до 10 ноября нынешнего года, – отметил вице-губернатор Волгоградской области Юрий Коваль. – Гасители колебаний установлены на трех пролетах мостового перехода. К слову, волгоградский мост – единственный балочный мост в России, на котором был выполнен подобный объем работ.
Теперь, по утверждению дорожников, о «мостопляске» можно совершенно забыть. Мостовой переход не раскачает ни грузовой транспорт, ни ветер, ни какое-либо иное явление природы, в том числе аномальное.
Но если первая очередь моста вопросов не вызывает, то вторая – по-прежнему источник головной боли руководства области, и, прежде всего, дорожного ведомства. Напомним, она включает возведение мостового перехода через реку Ахтубу с выходами на дороги Волжский – Ленинск и Краснослободск – Средняя Ахтуба. Длина второго пускового комплекса без учета транспортных развязок составит 6,5 километра, из которых 2,2 километра – мостовые и эстакадные сооружения, 4,3 километра – земляное полотно искусственных сооружений. Общая стоимость строительства второго пускового комплекса оценивается приблизительно в 16 миллиардов рублей.
По словам Юрия Коваля, в нынешних реалиях рассчитывать на федеральные средства для продолжения работ региону едва ли приходится. Если же принимать в расчет лишь суммы регионального дорожного фонда, общий объем которого в 2012 году составит около 6,5 миллиарда рублей, то процесс строительства обещает затянуться на десятилетия.
Таким образом, сейчас, в период принятия бюджета, определения и утверждения основных объектов финансирования на будущий год, регион вновь перед дилеммой. Как быть: вести строительство собственными ограниченными силами или сделать паузу в ожидании федерального финансирования? При этом для консервации работ также нужны средства в сумме примерно около полумиллиарда рублей. К тому же старый мост через Ахтубу уже давно вызывает много вопросов.
Сомнений в целесообразности строительства как такового не возникает. А значит, более вероятным на будущий год можно считать первый вариант развития событий – продолжение работ за счет региональных средств.