Мундиальный лимонад

Американский писатель, психолог Дейл Карнеги любил говорить: «Если жизнь посылает вам лимон – сделайте из него лимонад». А если это не лимон, а целый чемпионат мира по футболу?

Все уже привыкли: у официальной вывески любого крупного спортивного соревнования, где месье де Кубертен в свое время начертал «Citius, Altius, Fortius!», есть и обратная сторона с другим девизом – «Дороже, больше, выгоднее». Сегодня статистики ведут учет показателей не только в категориях «Быстрее, выше, сильнее», но и в графах бухгалтерского баланса соревнований. И чемпионат мира по футболу (на языке нынешних чемпионов мира – Copa Mundial de Futbol), без сомнения, самый лакомый кусок для любой спортивной федерации мира.
Интриги за право принять главное футбольное действо планетарного масштаба порой закручивается так лихо, что сирийский кризис на их фоне – пикировка атташе на дипломатическом рауте, не более. Все видят, какова цена вопроса. От мундиаля к мундиалю страстное желание миллионов увидеть кто в этот раз станет королем, а кто – шутом, конвертируется в звонкую монету весьма ударными темпами. На первом чемпионате мира в 1930 году уругвайцы искренне радовались $255 тысячам прибыли. На предыдущем чемпионате мира в ЮАР хозяева официально декларировали доход в $5 миллиардов.
И вот этот праздник пришел уже не только на нашу улицу, но и стучится в дверь. По разным оценкам, в Волгограде посмотреть матчи группового турнира прилетит, приедет и приплывет порядка 100 тысяч человек. И если отбросить лукавство, это и есть та самая золотоносная жила, которая может обогатить региональную казну ровно на столько, насколько мы этого захотим. Насколько креативно сможем использовать все 400 «сравнительно честных способов отъема денег» у интуристов.
Впрочем, выбор у Волгограда есть. Первый – провести групповой турнир достойно, не особо заморачиваясь, ограничившись стандартным набором доходов: телеправа, реклама, билеты. Ну и немного сверху: гостиницы, транспорт, сувенирка. Таким путем пошла Украина. На Евро-2012 туристы потратят в «незалежной» (уже подсчитано) в среднем 600 евро.
Или все-таки нам пойти другим путем? Удариться в амбиции, выпрыгнуть из штанов и постараться догнать австрийцев (Евро-2008), которые заставили болельщиков раскошелиться в среднем на 900 евро? Нехитрый анализ позволяет предположить, что австрийцы лучше интерпретируют Ильфа и Петрова, и их «методы» более адекватны сложившейся ситуации.
Ведь по статистике, из всех дней пребывания в стране болельщики (они же туристы) проведут на стадионах и в аэропортах не более 5-10% времени. Оставшиеся 90-95% они весьма активно пользуются туристической и сервисной инфраструктурой города. Но даже несмотря на эти знания, Украина, как выяснилось, оказалась не совсем готова сделать гостям адекватное их потребностям предложение. Проблема с такси, нехватка мест в заведениях общепита, отсутствие достаточного количества доступного жилья – эти и многие другие промахи лишают сегодня Украину минимум 20-30% реального дохода от Евро-2012.
Волгограду, чтобы сделать из весьма сочного чемпионата максимальное количество лимонада, кроме прочего, нужна еще и четкая, сбалансированная маркетинговая программа. Фреш-пресс, который ненавязчиво и красиво выжмет (не путать с отожмет) максимальное количество евро-долларов из бумажников и пластиковых карт туристов.
Хорошо бы также придумать какие-нибудь собственные маркетинговые фишки. Вот скажите, кто до мундиаля в ЮАР знал, что такое вувузела, кроме горстки зулусов? Теперь же эта аЦЦкая дуделка, имитирующая львиный рык, известна всей планете. Причем стоимость производства одной вувузелы в Китае – 40 центов, а в магазинах ЮАР их продавали в среднем по 8 долларов. Что мешает нам покопаться в истории и вывести на рынок свои региональные бренды? Ну, что-то типа «Боевого рога скифов» или «Барабана сподвижников Стеньки Разина». А если заказы размещать не в Китае, а, к примеру, в Урюпинске, то можно смело рассчитывать на значительный успех и переформатирование постулатов Карнеги.

Поделиться в соцсетях