Музы встали в строй

Как советское искусство в годы войны помогало Победе

22 июня 1941 года на фронте от Балтийского до Черного морей "заговорили" пушки. Однако лязг танковых гусениц, рев моторов, вой падающих бомб, грохот разрывов снарядов не заглушили "голосов муз". Вопреки старинной поговорке, с первых часов, дней, месяцев Великой Отечественной войны музы действительно не молчали. В эти дни исполняется 75 лет, как были созданы, напечатаны, исполнены произведения - стихи, песни, плакаты, ставшие символами нашей Победы.

Плакат, ставший мировым шедевром

22 июня, узнав о начале войны, художник Ираклий Моисеевич Тоидзе начал работать над плакатом «Родина-мать зовет!». Женщина в красном одеянии держит в правой руке лист с текстом военной присяги: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом…», а ее левая рука вскинута призывно вверх.

Если б художник создал бы только этот один плакат, его имя все равно осталось бы в истории. Плакат стал не только одним из символов Великой Отечественной войны в нашей стране – он всемирно известен.

Позировала для образа Родины-матери жена художника – Тамара Теодоровна. Но созданный образ – не портрет жены: художник состарил модель и создал обобщенный, понятный всем образ. Плакат был переведен почти на все языки Советского Союза.

Измышления «историков», что плакат был создан и напечатан еще до 22 июня 1941 года – очередная и банальная попытка «переписать» историю. 4 июля 1941 года в Москве был напечатан первый тираж плаката – 200 000 экземпляров. Нет ни одной книги о Великой Отечественной войне, особенно о ее начальном периоде, в которой не приводится или не упоминается выдающийся плакат И. М. Тоидзе. Но даже это не сравнится с воздействием, которое оказал плакат на людей – его воздействие сравнивают с воздействием песни «Священная война».

Походная песня

В воскресенье, 22 июня, домой известному поэту Михаилу Исаковскому позвонили из редакции «Правды» и попросили написать стихотворение. Поэт ответил, что уже работает над стихотворением и как только оно будет готово, привезет в редакцию. Он выполнил свое обещание в тот же день и принес стихотворение, которое начиналось словами:

До свиданья, города и хаты,

Нас дорога дальняя зовет.

Молодые смелые ребята,

На заре уходим мы в поход.

На следующий день он позвонил композитору Матвею Блантеру и предложил написать мелодию к новому стихотворению. Вечером, когда музыка была готова, Матвей Исаакович позвонил Исаковскому и спел в трубку «До свиданья, города и хаты».

29 июня 1941 года «Походная песня» Исаковского была напечатана в «Правде». Песня была наполнена оптимизмом и верой в грядущую победу:

Мы развеем вражеские тучи,

Разметем преграды на пути,

И врагу от смерти неминучей,

От своей могилы не уйти.

Однако самое удивительное, что музыку к этому стихотворению, кроме Блантера, написали композиторы Исаак Дунаевский, Зиновий Дунаевский, Владимир Захаров, и их песни исполнялись и включались в киносборники. Но именно варианту песни на музыку Матвея Блантера суждена была долгая жизнь. Прежде всего благодаря тому, что Александр Александров включил ее в репертуар Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, который ныне носит его имя.

Смелого пуля боится, смелого штык не берет

Алексей Сурков написал стихо­творение «Песня смелых» еще зимой 1940 года – во время финской кампании. Но самому автору стихи не слишком нравились. 22 июня, узнав о начале войны с Германией, поэт коренным образом переделал старое стихотворение, оставив лишь припев «Смелого пуля боится, смелого штык не берет»:

Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют.

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразиться

Сталин отважных зовет.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет!

Буквально через три дня – 25 июня – «Песню смелых» напечатала «Правда». Хотя к народу СССР И. В. Сталин обратился по радио позже – только 3 июля.

В тот же день композитор Виктор Белый – автор знаменитой песни «Орленок» – прочитав стихи, решил положить их на музыку. 26 июня он принес ноты в стихийно возникший штаб военной песни при московском отделении Союза московских композиторов. Там не только одобрили песню, но и растиражировали на стеклографе. Вскоре она прозвучала по Всесоюзному радио в исполнении солиста Большого театра Павла Лисициана, а аккомпанировал ему пианист и начинающий композитор Александр Долуханян.

У «Песни смелых», конечно, нет долгой истории, как у многих других песен военных лет. Но сам припев пережил всю песню и давно стал народной поговоркой – «Смелого пуля боится, смелого штык не берет».

Фото sbiblio.com, www.ya-zemlyak.ru