На финишной прямой

Все четче с каждым днем прослушивается в обществе пульс предстоящих президентских выборов. Чутко, внимательно следят за ним и политологи, и социологи. Данные, получаемые в результате социологических опросов, колеблются, в зависимости от регионов, в которых они проводились. Несколько отличаются и цифры, предоставляемые разными исследовательскими организациями и фондами.

И все же в них есть и общие тенденции. Так в чем на сегодня они заключаются?
Главная особенность последнего отрезка времени – рост количества людей, готовых отдать свои голоса за председателя правительства страны Владимира Путина. Так, если около месяца назад за самого авторитетного российского политика готовы были проголосовать немногим меньше половины избирателей, то на сегодня число этих людей заметно возросло, составив, в процентном отношении, более пятидесяти процентов.
Несколько подрос за то же время уровень поддержки и другого кандидата – Михаила Прохорова. Однако абсолютное количество граждан России, отдающих ему свои предпочтения, остается сравнительно небольшим – на уровне пяти-шести процентов.
Соответственно, остальные трое претендентов на высший в России государственный пост подрастеряли за истекший месяц симпатии избирателей. Рейтинги и Геннадия Зюганова, и Владимира Жириновского, и Сергея Миронова упали, понизились за месяц на один-два процента у каждого из этой тройки преследователей лидера предвыборной гонки.
Однако как специалистов, так и многих простых избирателей интересует также то, как могут измениться эти цифры за оставшийся до выборов период времени – то есть, каким ресурсом обладает дополнительно тот или иной участник гонки? Может ли он еще прибавить в показателях или исчерпал полностью свои возможности? Насколько соответствует предвыборная агитация того или иного кандидата современным запросам гражданского общества?
За ответом снова обратимся к цифрам. Они же говорят о том, что приблизительно двадцать процентов избирателей, или примерно каждый пятый, воспринимают позитивно предвыборную агитацию Владимира Путина. Почти в два с половиной раза ниже соответствующий показатель у Геннадия Зюганова, а у каждого из остальных трех кандидатов в президенты он равен только четырем процентам.
Попробуем взглянуть на те же данные социологических опросов с обратной стороны. То есть зададимся вопросом: у какой части избирателей предвыборная агитация конкретных кандидатов вызывает раздражение и неприятие?
По отношению к Владимиру Путину цифры эти относительно невелики, порядка девяти процентов избирателей. Несколько меньше, от одного до трех процентов, они разве что у Сергея Миронова.
Каждому десятому избирателю не по душе пришлась предвыборная агитация Михаила Прохорова. А вот Владимир Жириновский на сей счет, наверное, побил свой собственный рекорд: проводимая им агитация пришлась не по душе чуть ли не каждому четвертому из избирателей России! Есть тут для Владимира Вольфовича над чем призадуматься.
Напоследок также попытаемся ответить на вопрос – насколько устойчиво определились на сегодня избиратели в своих симпатиях по отношению к участникам предвыборного марафона?
Как опять же свидетельствуют данные социологических опросов, в числе избирателей, высказавших в ходе обследования намерение проголосовать за Владимира Путина, девять из каждых десяти человек непременно отдадут свои голоса этому кандидату.
По отношению к Геннадию Зюганову подобную готовность выразили девяносто два процента от всего количества его сторонников, а Владимир Жириновский твердо заручился поддержкой пока лишь восьмидесяти семи процентов среди тех, кто отдал ему на сегодня свои предпочтения.