На поклонение к святыням

Муфтий Ильяс Бектемиров рассказывает о посещении святых для мусульманина мест.Закончился священный для мусульман праздник Курбан-байрам. Традиционно правоверные собираются совершить хадж. Каким канонам нужно следовать, как вести себя во время паломничества? В помощь вам может стать беседа нашего корреспондента с муфтием духовного управления мусульман Волгоградской области Ильясом Бектемировым, который посетил святыни Мекки в прошлом году.

У могилы пророка

Пять миллионов мусульман побывали в Мекке только в прошлом году. В их числе были и около двадцати жителей нашей области, включая и Ильяса Бектемирова. Причем для него это был уже второй хадж в жизни.

– Каждый мусульманин, – говорит Ильяс Алиевич, – хоть однажды, если есть для этого возможность, должен совершить хадж, паломничество в Мекку. В этом заключается один из великих столпов ислама. Хадж – это не экскурсия, при совершении хаджа мусульманин должен преодолеть определенные трудности. Но он обязан их воспринимать как искупление грехов и благодарить за эти трудности Аллаха. Тому, кто в Мекке один намаз прочитает, сто тысяч намазов будет зачтено. Если мусульманин в Мекке милостыню дал – она ему зачтется как сто тысяч милостынь. Какое бы доброе дело он в Мекке ни сделал, оно засчитывается мусульманину как сто тысяч добрых дел.

Для нас поездка в Мекку началась с авиаперелета в Иорданию. Оттуда мы последовали автобусом до священного города Медины. В ней мы пробыли три дня, посетили расположенную там могилу пророка Мохаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, и побывали на горе Ухуд.

Проходя рядом с могилой пророка, мы, мусульмане, говорим слова благословения. Возле нее я видел место, где будет погребен пророк Иса, как в исламе зовут Иисуса Христа.

Пророк Мохаммед говорил: «Самый близкий для меня пророк – Иса, сын Марьям. Он придет накануне судного дня и расправится с антихристом. Потом он женится, родится у него ребенок. Потом Иса уйдет на тот свет. Похороните тогда его рядом со мной. Всевышний Аллах воскресит нас вместе с ним и вместе возведет нас в рай».

Из Медины мы последовали в Мекку. Расстояние между двумя этими городами четыреста шестьдесят километров.

Мекка – город, расположенный во впадине между горами. Люди в нем живут строго по законам Всевышнего. Там, к примеру, полицейский днем стучится в магазин и говорит его хозяевам: «Закрывайте двери, пришло время намаза». И все тогда намаз читают, в том числе и сами полицейские.

– Все элементы паломничества в Мекку, – продолжает Ильяс Бектемиров, – напоминают мусульманину о Всевышнем Аллахе. Например, посещение Кабы – первого храма, который был на этом свете возведен. Его построил сын Адама Шис. Но после всемирного потопа там остался лишь только фундамент. И на этом фундаменте Кабу восстановили пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом.

Райский камень, святая вода

На следующий после прибытия в Мекку день мы, паломники, вошли в ритуальное состояние Ихрам. При этом мужчина облачается в два особых одеяния, закрывающих все его тело. С этого момента для него становятся запретными некоторые вещи, в другое время разрешенные. Например, нельзя стричь волосы и ногти, душиться благовониями.

Когда Всевышний Аллах ниспослал Адама и Еву на землю после того, как обманул их дьявол, сорок лет они друг друга на земле искали. И встретились они в Муздалифе – местности в Саудовской Аравии, расположенной недалеко от Мекки. В напоминание о рае Всевышний ниспослал тогда им черный камень – райский камень, теперь вмонтированный в стену Кабы. Он изначально не был черным – белым был, но от людских грехов почернел.

Там, в Муздалифе, должны провести одну ночь все люди¸ совершающие хадж. Прочитав молитву, лечь там спать.

Есть также в Мекке два холма, Сафа и Марва, отделяемые друг от друга расстоянием в триста шестьдесят метров. С ними связана особая история. Пророк Ибрахим в свое время, по воле Аллаха Всевышнего, отвел своих жену и сына, Хаджар и Исмаила, в долину между этими холмами и их там оставил. Вскоре у них иссякли пищи и вода, ребенок начал умирать от голода и жажды. Хаджар, не теряя надежды, стала ходить меж этим двумя холмами. Она поднималась то на один, то на другой из них с молитвами в надежде увидеть людей, которые могли бы ей помочь. И так семь раз она прошла от одного холма к другому. На седьмой раз архангел Джабраил пришел к ней по воле Аллаха и вырыл скважину. Ребенок прикоснулся к этой скважине ногой, и из нее хлынула вода. Источник этот бьет и по сей день. Вода, взятая из него, не портится на протяжении десятилетий, давая людям исцеление от множества болезней.

Побейте дьявола камнями

Через какое-то время там проходил караван йеменских арабов. Они по разрешению Хаджар заночевали возле этого источника. У этих арабов сын Хаджар Исмаил и научился арабскому языку. Одним из потомков его был пророк Мохаммед, да благословит его Аллах и приветствует.

Теперь хождение и бег меж этими двумя холмами – также, как между ними ходила когда-то Хаджар – один из элементов хаджа. Сейчас там крыша установлена, проложен путь в пять этажей, так как очень много народу приходит туда с верой и надеждой на награду от Аллаха.

В предместье Мекки также есть место, где паломники ночуют три ночи. Желающие могут там же оставаться на четвертую.

В этой местности архангел Джабраил сказал Адаму: «Желай, что хочешь». На что Адам ответил: «Я желаю рай». С тех пор там люди молятся и также просят у всевышнего Аллаха рай.

Возле Мекки есть также гора Арафат. Смысл хаджа – стояние у Арафата. По этой местности шел пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом, предназначенным для жертвоприношения. Там мусульмане каются перед Всевышним, просят у него прощения. Паломники при этом плачут. Больше всего грехов Аллах прощает в этот день. И дьявол в этот день становится таким униженным!

А в месте под названием Джамарат мусульмане бросают камни в память о том, как пророк Ибрахим побил камнями дьявола, призывавшего его ослушаться Аллаха и не приносить своего сына в жертву. Там теперь стоят три каменных столба, олицетворяющих собой шайтана. Каждый мусульманин, совершающий хадж, должен бросать в них камни. За каждый из этих бросков Всевышний прощает один тяжкий грех.

Киданием тех камешков и завершается для мусульманина хадж. Дьявол по окончании хаджа становится очень униженным. Но он хочет, чтобы человек опять грешил, поддавшись его козням. Об этом мусульманин должен помнить, чтобы не аннулировать свой хадж. Поэтому, придя из хаджа, нам, мусульманам, надо быть на страже, чтоб не поддаться дьяволу, не совершать грехов.