Наличные – ресторану

Наличные – ресторану
Кафе, рестораны, как, впрочем, и торговые предприятия, минимум до конца нынешнего года вправе требовать от клиентов наличные и отказываться принимать для расчета банковские карты.

С таким разъяснением недавно выступил федеральный Роспотребнадзор, в функции которого входит следить за соблюдением прав в данной сфере.

Начало спорам на эту тему положил Федеральный закон от 5 мая 2014 г.

№ 112-ФЗ, который внес поправку в закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 и обязал организации и предпринимателей принимать к оплате банковские карты. Другими словами, предоставить потребителю на выбор один из вариантов оплаты – банковской картой или наличными. Речь идет о компаниях с выручкой более 120 миллионов рублей в год. С начала нынешнего года вступили в силу и соответствующие штрафы за нарушение данного требования. В соответствии с частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя наказывается штрафом должностных лиц в размере от 15 до 30 тысяч рублей, юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей.

Однако недавно, как сообщает издание «Учет. Налоги. Право», Роспотребнадзор разъяснил в письме редакции, что ни самой обязанности по приему карт, ни ответственности за ее неисполнение до сих пор не существует. В письме подчеркивается, что в действующем законодательстве речь идет о национальных платежных инструментах в рамках национальной системы платежных карт. А их сегодня как раз и не существует: есть лишь международные карты, такие как, например, VISA, MasterCard, Аmerican Express, которые представители бизнеса принимать не обязаны. Первым национальным инструментом станет карта «Мир», которая будет выпущена Национальной системой платежных карт предположительно в конце 2015 года. Значит, до этого момента штрафы исключены.

Некоторые специалисты при этом все же настаивают, что платежи по картам VISA и MasterCard также можно отнести к операциям в рамках Национальной системы платежных карт. Однако именно в компетенции Роспотребнадзора проверять исполнение законодательства в данной сфере. Так что если ведомство считает – нарушений нет, рядовым покупателям и потребителям услуг придется с пониманием отнестись к тому, что у них могут потребовать наличные.

По данным облпромторга, на территории Волгоградской области, по информации на начало 2015 года, насчитывалось 2925 предприятий общественного питания. Из них: 57 ресторанов, 394 кафе, 109 баров, 967 закусочных, 72 столовые. Как сообщили в пресс-службе Сбербанка в Волгограде, минимальный безналичный оборот, для того чтобы эквайринг (возможность для покупателя расплачиваться с помощью банковской карты) был рентабельным, должен ежемесячно составлять от 150 000 рублей по Волгограду, на территории области – от 100 000 рублей. Тарифы на обслуживание такой системы рассчитываются индивидуально по инструменту «Калькулятор доходности», и все зависит от оборота партнера. На сегодняшний день в регионе по терминалам Сбербанка работает в общей сложности 275 заведений общественного питания.

При этом, как недавно выяснил сервис «2ГИС», в волгоградских барах и ресторанах средний чек в настоящее время составляет 726 рублей. Это самый низкий показатель среди 15 исследованных крупных российских городов. В среднем в миллионниках посещение ресторана обойдется в 1239 рублей. Тем не менее, как подчеркивают эксперты, даже несмотря на достаточно скромные обороты и возможность принимать исключительно наличными, данная проблема для Волгоградского региона в целом не актуальна. Большинство заведений оснащено необходимым оборудованием по инициативе самого бизнеса.

– На мой взгляд, крупные и средние заведения общественного питания в первую очередь сами должны быть заинтересованы в том, чтобы предоставить клиенту возможность расплачиваться при помощи банковской карты, – отметил волгоградский ресторатор Виктор Зверев. – Прежде всего, это удобно для предприятия – не нужно искать сдачу, держать крупную сумму наличных, исключена ошибка в расчете. Для посетителя плюс в том, что ему можно не беспокоиться, хватит ли имеющихся при себе денег, чтобы рассчитаться за заказ. Этот сервис улучшает качество обслуживания, а значит, в определенной мере повышает привлекательность заведения. Поэтому в Волгограде большинство крупных и средних заведений общественного питания предоставляют данную услугу без какого-либо понуждения со стороны.

Фото Сергей Григоренко

Поделиться в соцсетях