Наш пример – другим наука!

Волгоградская область стала стажировочной площадкой для педагогов и руководителей учреждений образования.

На протяжении пяти лет на базе Волгоградской государственной академии последипломного образования, школ и детских садов Волгоградской области проходили стажировку педагоги и руководители учреждений образования из других российских регионов. Только за последние два года в рамках работы стажировочной площадки Волгоградской области «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием» обучение прошли 2300 стажеров из Волгоградской, Астраханской, Брянской, Иркутской, Липецкой, Ростовской, Саратовской, Новосибирской областей, Краснодарского края и Республики Калмыкии. До этого в рамках федеральной стажировочной площадки "Повышение качества общего образования через индивидуализацию образования посредством реализации тьюторских практик" обучение на базе академии и волгоградских учреждений образования прошли представители 18 российских регионов.

– Ссылаясь на отзывы большинства участников этого масштабного проекта, скажем без ложной скромности: Волгоградская область становится «законодательницей мод» в области реформирования отечественной системы образования, – замечает Гульнара Ахмедовна Ястребова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой воспитания и дополнительного образования детей и взрослых ГАОУ ДПО ВГАПО.

– Гульнара Ахмедовна, вспоминая события пятилетней давности, расскажите, как начиналась работа по организации федеральных стажировочных площадок?

– Все началось в 2011 году, когда был объявлен старт федеральной целевой программы «Развитие образования на период с 2011-го по 2015 годы». Министерство образования и науки РФ объявило конкурс среди регионов на субсидиарную поддержку развития региональных систем образования. Было объявлено три лота: помощь системам дополнительного, дошкольного и общего образования. Академии было предложено разработать проект по одному из лотов. Это был период, когда мы работали над изучением и внедрением в практику новой профессиональной позиции – тьютор в системе образовании, то есть педагог, работающий с конкретным ребенком индивидуально, по программе, составленной именно для этого ребенка, и руководящий им. Слово "тьютор" тогда не произносил только ленивый, но почти никто не имел представления о том, что эта за фигура в современной школе. Многие нам говорили: «Что вы придумали? Такого у нас нет и никогда не будет». Не успели оглянуться, как в 2008 году Минюст РФ зарегистрировал в перечне профессиональных должностей новую профессию – тьютор в системе образования.

– Означает ли это, что, когда в 2011 году был объявлен конкурс на субсидиарную поддержку региональных систем образования, у вас уже был опыт работы по подготовке тьюторов?

– Конечно. Когда в основу нашего проекта мы положили идею подготовки тьюторов, то без труда выиграли в конкурсе наряду с 21 регионом. Хочу заметить, что среди регионов-победителей мы заняли первое место. На создание федеральной стажировочной площадки на базе Волгоградской государственной академии последипломного образования мы получили субсидиарную поддержку в размере 69,5 млн рублей. Началась тяжелая работа по решению поставленной задачи. Цель была достигнута к 2013 году: мы подготовили тьюторов для 18 российских регионов, передав им все свои знания и опыт. Когда в 2013 году Минобрнауки РФ объявило очередной конкурс на субсидиарную поддержку развития региональных систем образования уже по теме государственно-общественного управления в системе образования, то мы, не задумываясь, взялись за очередной проект и получили право на пролонгацию деятельности стажировочной площадки. Новая федеральная стажировочная площадка, созданная на базе нашей академии, стала называться «Интегральная региональная модель государственно-общественного управления образованием». Субсидиарная поддержка этого проекта составила 82 млн рублей. Нам предстояло реализовать масштабный проект по обмену опытом внедрения успешных моделей государственно-общественного управления образованием с другими регионами. Для организации стажировки были определены образовательные учреждения (школы и детские сады) – базовые организации нашей стажировочной площадки.

– Сколько учреждений образования стали базовыми организациями стажировочной площадки?

– По результатам конкурса в качестве базовых организаций стажировочной площадки было определено 51 образовательное учреждение, из них 13 дошкольных. В проект были включены школы и детские сады, которые имеют положительный опыт внедрения моделей государственно-общественного управления образованием.

– Организация обучения представителейиз других регионов – задача непростая. Школьный учитель умеет обучать детей. Но как обучать взрослых?

– Задача академии состояла в том, чтобы подготовить тьюторов для стажеров, чтобы они смогли успешно передавать свой опыт коллегам из других регионов. Такая работа была проделана совместно с ресурсным центром ГОУ. Другая, не менее сложная задача базовых организаций стажировочной площадки состояла в том, чтобы разработать модуль повышения квалификации. Для этой цели к каждой школе и детскому саду – участникам проекта из профессорско-преподавательского состава академии был прикреплен научный консультант, который помогал разрабатывать модуль. Это была ежедневная, непрерывная, кропотливая работа.

– Вы довольны итогом работы стажировочных площадок?

– Только за два последних года мы обучили 2300 стажеров из разных регионов России, но не это главное. Опыт, который наши коллеги приобрели на федеральной стажировочной площадке в Волгоградской области, уже широко применяется в Ростовской, Архангельской, многих других областях, Республике Калмыкии и даже в Москве. Это главный показатель успешности нашей совместной работы. Сегодня по итогам работы двух федеральных стажировочных площадок Волгоградская область признается одной из самых продуктивных в части инновационной деятельности в системе образования. Такую оценку дает экспертная комиссия при Министерстве образования и науки РФ. Многие называют Волгоградскую область «законодательницей мод» в сфере реформирования отечественной системы образования. Это дает право гордиться волгоградскими педагогами, нашими базовыми организациями и, конечно, профессорско-преподавательским составом Волгоградской государственной академии последипломного образования.

на правах рекламы