Настроение дороже прибыли

Смелые предприниматели выбирают нестандартные маршруты развития. В то время как банки развивают специальные программы кредитования типовых проектов малого бизнеса, находятся предприниматели, готовые отказаться от франшиз и других привычных моделей в пользу действительно оригинальных решений. Делается это не в погоне за сверхприбылями, а по велению души.

Сгрызть тепленькими

Ожидая начала сеанса в кино или спортивных соревнований, гуляя по торговому центру или парку, хочется перекусить чем-нибудь вкусненьким. И вдруг вот оно: продавец засыпает в автомат порцию семечек или орехов и обжаривает их в горячем фонтане воздуха. Через специальное окошко вы наблюдаете за процессом и через минуту получаете свежеприготовленное лакомство.

Вкусное решение по созданию «национального» автомата появилось не вдруг. Предприятие десять лет работает на рынке поставки сельхозсырья, в том числе подсолнечника, есть свое производство готовых фасованных семечек. Прицельно производством мобильного оборудования здесь занялись полтора года назад.

– Прототип был изготовлен в одном из московских институтов, массовое производство организовано на одном из заводов в Волжском. На днях получаем первые автоматы, – рассказывает директор по развитию Александр Ткаченко. – Первичная клиентская база сформирована, уже есть 56 покупателей из разных регионов страны.

Совпадение или нет, но после экспозиции опытного образца на «Продэкспо 2012» семечкомат сделали на Украине, просто переделав машину для поп-корна. Опасаясь безвозмездного заимствования идеи в будущем, волгоградскую мини-обжарочную установку запатентовали.

Успех необычного проекта пока предсказать сложно, компании только предстоит развитие дистрибьюторской сети. Но одно можно сказать точно – без оригинальных идей здесь не мыслят развития.

– Большую поддержку оказывают наши партнеры – настоящие новаторы, такие, как изобретатель и блогер Алексей Жуков, известный под псевдонимом Пароваров, – говорит Александр. – Хочется что-то действительно новое придумать, чтобы решение было, с одной стороны, доступным и простым, и в то же время эффективным.

«Люди соскучились по добру»

– Мои сотрудники готовы работать бесплатно, но я как руководитель не могу этого допустить, – признается генеральный директор медиа-компании и главный редактор необычного глянцевого журнала Антонина Донцова.

В свое время она работала в другом регионе, занимала на госслужбе позицию, с которой многие мечтали бы уйти на пенсию (ни много, ни мало, пресс-секретарь губернатора). Но декрет не только изменил ее образ жизни, но и перевернул сложившуюся систему ценностей.

Открывая проект глянцевого журнала в Волгограде, Антонина вложила в него собственные сбережения и солидные «декретные», в стандартный формат – нетипичное содержание.

– Вместо трендов и брендов мы решили презентовать милосердие, – с улыбкой вспоминает молодая мама. – А чтобы не тратить время и силы на поиск рекламодателей, организовали параллельный коммерческий проект.

Издание о вечных ценностях – семье, детях, духовности и нравственности – на удивление быстро нашел читательскую аудиторию. Пятитысячный тираж уходит в 80 общественных местах за два-три дня. И не только потому, что «добро должно распространяться бесплатно», нетипичный глянец действительно читают. Материальным мерилом внимания аудитории является тот факт, что за два года удалось собрать свыше двух миллионов адресных благотворительных рублей, которые пошли напрямую нуждающимся героям публикаций.

Донцова называет журнал основным бизнесом при том, что доход приносит другая деятельность – организация научно-практических и медицинских конференций.

– «Сумасшедших» в хорошем смысле людей много, – считает Антонина. – Они хотят жить в мире, где можно предотвращать болезни, пить чистую воду, есть здоровую пищу, заниматься спортом и саморазвитием. Единомышленники пригласили нас принять участие в федеральном проекте «Экология мозга», в середине мая едем на международный конгресс в Сокольниках. Что касается журнала, подобные проекты уже хотят открыть в Тюмени, Калининграде, Владивостоке, Архангельске. Надеюсь, в этом году выйдем на федеральный уровень.

Дотянуться до звезд

Вид бизнеса, возникший за рубежом и пришедший в Москву около десяти лет назад, пока многими волгоградцами воспринимается как диковинка.

Надувной купол диаметром до пяти метров устанавливают в помещении с высоким потолком. 25-30 зрителей располагаются прямо на матах, уложенных на полу. Полнокупольные фильмы о звездном небе, тайнах мирового океана и живых организмов длятся до 40 минут. Информация запоминается, в том числе на уровне эмоций – положительных и сильных.

Мобильный планетарий стал для Алексея Толкачева первой и успешной попыткой предпринимательства. Инженер, программист, он искал бизнес-идею в Интернете, а когда нашел, получил поддержку по программе содействия самозанятости.

Сейчас в Волгоградской области у него есть 5-6 конкурентов, но при сходстве технических возможностей программы у всех разные.

– Обидно, когда дискредитируют саму идею, используют мобильный планетарий как темную комнату, в которой крутят мультики, даже не задействуя всю поверхность купола, – говорит Алексей.

Без полнокупольных программ нет эффекта присутствия, а значит невозможно прикоснуться к волшебству и почувствовать себя частью Вселенной. Аудиовидеоматериалы демонстрируются автоматически, но педагогические навыки Толкачеву все же пришлось наработать. Организовать школьников, а тем более детсадовцев (для них есть мини-планетарий вместимостью 15-20 малышей) – задача непростая, но зато и аудитория на редкость благодарная.

Предприниматель старается держать цену на уровне порой нешироких возможностей родителей, участвует в общественных и благотворительных акциях, организуя показы для детдомов и малообеспеченных семей. Алексей смотрит на звезды гораздо чаще простого обывателя, может, поэтому его манят новые высоты и дали:

– Я уже запустил новый проект биометрического тестирования по отпечаткам пальцев. Авторская методика молодого российского исследователя Александра Зубарева позволяет выявлять особенности личности, предрасположенность к определенному виду деятельности. Точность «попадания» – 92%.

Полезна такая проверка не только родителям школьников (для профориентации любимого чада), но и вполне взрослым, состоявшимся людям. Возможно, тестирование покажет, что вы – прирожденный предприниматель, которого давно пора выпустить из душных стен повседневной рутины на творческую свободу.