"Не нравится – выходи!"

Ни для кого не секрет, что права пассажиров часто попираются не всегда законопослушными и вежливыми водителями. А после того как вступил в силу закон, который предусматривает крупные денежные компенсации пострадавшим в ДТП пассажирам, взаимоотношения между перевозчиками и их клиентами стали еще более сложными.

Закон никто не отменял

Согласно закону с 1 января этого года перевозчик несет ответственность за жизнь и здоровье пассажиров в общественном транспорте. Это означает, что наличие страховки становится обязательным для всех видов областного, муниципального и частного общественного транспорта: поездов, самолетов, трамваев, троллейбусов, автобусов, маршрутных такси, речного и морского транспорта.

С тем, что законодательная инициатива приходится ко двору, трудно поспорить. Ведь только за прошлый год по вине водителей произошло 96 дорожно-транспортных происшествий, в которых 6 человек погибли и 130 были ранены. Причем если рассматривать эти цифры через призму нового закона, то из них около 70 человек могли бы рассчитывать на компенсацию.

– В случае смерти пассажира размер выплаты составляет 2 миллиона 25 тысяч рублей, – поясняет председатель правления Ассоциации пассажирских автотранспортников Волгограда Юрий Белоусов. – Также предусмотрен целый ряд компенсаций, размер которых зависит от степени тяжести причиненных повреждений. Размеры этих выплат достаточно серьезные – до 2 миллионов. Порча имущества оценивается в сумму от 23 тысяч рублей.

Несмотря на то, что официально закон уже вступил в силу, механизм его действия до конца не проработан (об этом «Волгоградская правда» более подробно писала в № 5 от 15 января 2013 года). Волгоградские транспортники и страховые компании до сих пор страдают от недостатка информации, не могут разобраться в тонкостях документа и договориться. Так, на данный момент необходимые лицензии есть лишь у 14 российских страховых компаний. Поэтому страховщики пока не могут выдавать полисы, так как на данный момент в регионе даже нет образцов страховых договоров.

Тем не менее закон есть закон и действия его никто не отменял. Поэтому уже с 1 апреля начнут штрафовать перевозчиков, которые не исполняют обязанности по страховой ответственности. Кстати, в среднем страховка будет стоить водителю небольшого микроавтобуса порядка 15 тысяч рублей в год. Поэтому проезд, скорее всего, подорожает на 20-30 копеек. Первые выплаты пострадавшие смогут получить не раньше 1 июля.

Рецепты правильного поведения

О правах пассажиров охотнее всего забывают водители маршруток. Список их «злодеяний» очень широк: начиная от нарушения ПДД, правил перевозки пассажиров и несоблюдения графика до отсутствия регистрации. Однако фразу «Не нравится – выходи!», звучащую в ответ на замечания пассажира, в желтых микроавтобусах можно слышать так же часто, как «Передайте за проезд». Как правило, дальше словесной перепалки дело не идет. В лучшем случае обиженный клиент находит нужный номер телефона и изливает свой гнев в трубку. Результата никакого.

– Вместо того чтобы много раз звонить и ругаться, лучше один раз написать обращение, – констатирует заведующий сектором по защите прав потребителей министерства промышленности и торговли Волгоградской области Игорь Петров. – Только в этом случае специалисты могут принять меры по данному нарушению прав. К сожалению, процент таких заявлений крайне незначителен.

Итак, если вы хотите пожаловаться на противоправные действия водителя, то в зависимости от характера нарушения вам следует обращаться либо в Роспотребнадзор (если речь идет о некачественно предоставленной услуге), либо в ГИБДД (если речь идет о нарушении ПДД или правил перевозки пассажиров).

Теперь, когда вступивший в силу закон придает взаимоотношениям водителей и пассажиров новые тона, самое время четко усвоить свои права и порядок действий при аварии.

1. Даже если пассажир просто упал в троллейбусе, надо немедленно подойти к водителю и сообщить ему об этом.

2. Оставаться на месте происшествия.

3. Записать номер транспортного средства и номер маршрута.

4. Обязательно сохранить билет.

5. По возможности найти хотя бы двух свидетелей (особенно если потеряли билет).

6. Позвонить в ГИБДД по номеру 02. Если авария произошла на территории города Волгограда, можно сразу набрать номер 93-21-31.

Жизнь пассажира станет дороже

Пока россияне пытаются разобраться в хитросплетениях документа, законодатели готовят еще одну новинку. Так, Минтранс планирует значительно увеличить максимальный размер компенсационных выплат в случае задержки рейса, потери багажа, причинения вреда здоровью, жизни и собственности пассажира. Таким образом, компенсации для пострадавших или погибших пассажиров в авиакатастрофах могут достигать не 2, а 4,8 миллиона рублей. Если законопроект будет принят, то за каждый час просрочки при доставке багажа или груза авиакомпаниям может грозить штраф до 25% минимального размера оплаты труда (но не более чем 50% от стоимости провоза). Утеря багажа с необъявленной стоимостью обойдется авиакомпании до 800 рублей за килограмм, но не более 48 тысяч рублей.

– Новый законопрект может повысить ответственность перевозчиков, – отмечает профессор дипломатической академии МИД России Виталий Бордунов. – Но документ пока слишком сырой. В нем не прописаны алгоритмы, где именно пассажир должен требовать компенсации, как должен доказывать стоимость утерянного имущества, что именно считать задержкой, как разграничивается ответственность авиакомпаний и где начинается ответственность аэропорта.

Пока законопроект проходит стадию публичного обсуждения и согласования с ведомствами. Поэтому еще рано говорить о том, что будет в его итоговой версии.