Не по пути

«ВП» разбиралась в скандальной истории с отменой маршруток

Слухи о том, что с 10 ноября в Волгограде, якобы, полностью запретят работу всех маршруток, обсуждало на этой неделе большинство горожан. Но сенсация на поверку оказалась выдуманной. Кто и зачем напугал скандальной новостью жителей, осталось загадкой. То ли чиновники «коряво» выступили, то ли люди их не так поняли. «ВП» узнала всю «подноготную» громкой темы и готова рассказать – чего на самом деле ждать пассажирам «Газелей».

Итак, не слухи, а правда – администрация города-героя обязала всех владельцев маршрутных такси до 10 ноября заключить договоры на перевозку жителей с мэрией. Вполне себе разумное и совсем не страшное требование закона. Оно, кстати, станет обязательным для всех регионов России уже с 1 января. Волгоградские власти, видимо, решили опередить время и начали наводить порядок в пассажирском извозе уже с ноября.

Удивительно, но, оказывается, что много лет возившие жителей «Газели» не имели никаких официальных – то есть договорных – отношений с мэрией. Условия работы им никто не определял, а, следовательно, и спроса с «извозчиков» не было. В итоге, Волгоград практически каждый месяц видит ужасающую статистику ДТП с участием «Газелей».

В конце июля на улице Бакинской в результате аварии маршрутка № 57С налетела на дерево. В это время в салоне находилось семь пассажиров, трое пострадали. В сентябре загорелась работающая на природном газе маршрутка в Волжском. С серьезными травмами в больницу были доставлены водитель соседней машины и девушка-пешеход.

О фактах, когда водители «Газелей» засыпали за рулем или теряли внимание на дороге, пытаясь одновременно разговаривать по телефону и принимать деньги у пассажиров, может рассказать чуть ли не каждый второй житель, пользующийся услугами маршруток. Представители власти справедливо утверждают, что смертельно опасному «аттракциону» надо положить конец. Независимые отраслевые эксперты согласны: такой архаичной, неудобной маршрутной системы, как в Волгограде нет больше ни в одном городе-миллионнике России.

Дикая дивизия

Работающий в жестком графике водитель идет на любые нарушения, чтобы не отдать потенциальных пассажиров конкурентам и как можно больше заработать. А самым крупным фактором риска для горожан является огромное количество старых, сильно изношенных «Газелей»-маломерок, которые нещадно эксплуатируются ради максимальной выручки.

О безопасности этих машин, многие из которых бегают еще с девяностых, говорить не приходится. Исследования крупных ДТП с участием маршруток показали, что техническое состояние «Газелей» не соответствует никаким современным параметрам.

По результатам только одной из последних проверок 174?го маршрута четверо водителей были привлечены по ст. 1 п. 5 КоАП РФ – «управление транспортным средством при наличии неисправностей». Так что, это совсем не шутки – старые маршрутки.

Но проблема не только в подвижном составе. Поскольку «Газелей» тысячи, то и для их обслуживания требуется целая армия водителей. Берут практически всех, что доказал недавний случай в Красноармейском районе: в ходе прокурорской проверки выяснилось, что на одном из маршрутов работает запойный алкоголик, зарегистрированный в наркологии. А скольким перевозчикам удается избежать контроля?

Старые «таблетки» или новые автобусы?

Способы, как разрулить подобную ситуацию, в мире хорошо известны. И первый из них – не снижая пассажиропотока, уменьшить количество транспортных средств. То есть, заменить тысячи «Газелей» сотнями более вместительных микроавтобусов, автобусов, троллейбусов и трамваев.

Уже сейчас, утверждают власти города, есть предприниматели, готовые вывести на маршруты современный пассажирский транспорт. Впрочем, и у тех, кто работает на «старье», все равно остается шанс – заключить официальный договор, взять на себя обязательства по обеспечению безо-

пасности и надежности перевозок, и начать обновление своего автопарка.

Проблема в том, что «дикие» маршрутчики конечно же не хотят отдавать прибыльный бизнес. Получается замкнутый круг – и сами вкладываться не желают, и конкурентов на линии видеть не хотят.

Еще в июле владельцы рейсов Волгоград – Волжский и Волгоград – Красно-

слободск отказались выполнить требование городских властей по перемещению конечной остановки. Место дислокации в районе жилого массива Тулака им предложили поменять на площадь Ленина.

Представители мэрии мотивировали свое решение тем, что эта часть Первой продольной магистрали города будет частично разгружена от машин, а до площади Ленина пассажиры могут добраться на троллейбусе или скоростном трамвае. По инициативе владельцев бизнеса водители объявили тогда забастовку.

– Акция продлилась один день, уже на следующий мы вышли работать в обычном режиме, – сообщил Александр Власкин, осуществляющий перевозки по маршруту № 164.

Привлекли к разбирательству и региональное Управление Федеральной антимонопольной службы. На сегодняшний день решением этого ведомства постановление по переносу маршрутов отменено. Правда, тяжбы в разных судебных инстанциях продолжаются.

Законно или нет?

Как следует из пояснений мэрии Волгограда, сейчас 47 физическим и юридическим лицам направлены уведомления о необходимости заключить договоры на транспортное обслуживание населения. И не просто договоры, а с условием замены подвижного состава категории М2 (автобусы малой вместимости до 21 человека) на подвижной состав большей вместимости и согласования нового расписания движения.

Как утверждают представители администрации города, перевозчики были преду-

преждены о необходимости заключить новые договоры заблаговременно.

– Им было дано два месяца на то, чтобы они определились, хотят ли они работать в единой концепции транспортной системы, направленной на безопасное и комфортное обеспечение перевозок, или же будут работать, кто как хочет, – комментирует заместитель главы Волгограда Алексей Волоцков. – Чтобы упорядочить взаимоотношения с перевозчиками, комитет по транспорту подготовил договоры, по которым будет осуществляться оказание услуг.

Перевозчики, объединенные в НП «Ассоциация пассажирских автотранспортников Волгограда», снова обратились в антимонопольные органы. Свои действия перевозчики оправдывают тем, что защищают интересы пассажиров. Но неизвестно, что последних устроит больше: перемещение в комфортных автобусах без пробок или экстремальные поездки в час пик на «маршрутках-убийцах».

Замена есть

Итог истории пока такой – отменять маршрутки с 10 ноября в Волгограде никто не будет. Но владельцам «Газелей» все равно придется решать – либо они живут по закону и соблюдают правила, либо уходят с рынка. Есть ли кем заменить тех, кто откажется работать легально? Пожалуй, именно этот вопрос волновал больше всего жителей миллионного города, подавляющее большинство которых каждый день пользуется услугами маршрутных такси.

В администрации Волгограда заверили – на линию машины выходить будут, поскольку у действующих перевозчиков еще есть время исполнить закон. Если не смогут или не захотят – на их место придут другие. Чиновники утверждают, что предприниматели, готовые выполнить правила безопасности, в том числе обеспечить новый подвижной состав, в городе есть.

– Большинство перевозчиков Волгограда работают без договоров, – подтвердили в комитете транспорта, промышленности и связи мэрии. – Между тем, правила организации пассажирских перевозок, утвержденные Волгоградской городской думой, прямо указывают на то, что договор должен быть. В связи с этим перевозчикам были направлены уведомления.

С 10 ноября, успокаивают жителей чиновники, маршрутки работу в Волгограде не прекратят.

– Закрывать маршруты никто не будет, но в случае неисполнения требований будет признана недействительной документация, и данный маршрут может быть выставлен на конкурс для определения другого перевозчика, который готов работать в соответствии с законодательством, – объяснили специалисты.

Для принятия окончательного решения по каждому маршруту властям отводится 180 суток. Время пошло.

Фото vpravda.ru

кстати

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий ряд поправок в административный кодекс. Они разработаны в связи с тенденцией к увеличению ДТП с участием автобусов и грузовиков, в которых гибнут люди. Из-за того, что преобладают на рынке перевозки мелких фирм, основная часть перевозчиков не имеет необходимой производственной базы и квалифицированных специалистов и использует подержанные автобусы со сроком эксплуатации более семи лет. Существующая процедура конкурсного отбора на маршрутную сеть позволяет таким перевозчикам работать на законных основаниях. Потому решено ввести административную ответственность за нарушение лицензионных требований предпринимательской деятельности в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Статья, в которую вносится это изменение, предусматривает штрафы от 20 тыс. до 100 тыс. рублей.