Недовольных рекламой стало больше

В прошлом году волгоградским УФАС было рассмотрено 310 заявлений по нарушениям антимонопольного законодательства, что практически не меняет картины последних двух лет. Однако за прошедший год было зафиксировано увеличение на 32% заявлений о недобросовестной рекламе.

Большую часть выявленных нарушений антимонопольного законодательства составляют нарушения со стороны органов власти (54%). Среди нарушений со стороны хозяйствующих субъектов доминируют такие социально значимые сферы, как электроэнергетика, теплоэнергетика, газовая отрасль.

По итогам прошлого года увеличилось на 30% число лиц, привлеченных к административной ответственности. Всего 197 человек были признаны нарушителями антимонопольного законодательства. При этом сумма подлежащих взысканию штрафов увеличилась в два раза и составила 129 млн рублей.

Руководитель управленеия Павел Мироненко отмечает, что основные сферы, по которым в УФАС поступают заявления по ст.14 КоАп (недобросовестная конкуренция), – это управление многоквартирными домами, услуги страхования. Начиная с 2010 года управлением ежегодно выявляются нарушения антимонопольного законодательства со стороны управляющих компаний, допускающих недобросовестную конкуренцию на рынке техобслуживания домофонов. Нередко управляющие компании при формировании квитанций на оплату услуг ЖКУ, имея преимущества, как организация, обслуживающая полностью жилой фонд, неправомерно включают в квитанции строку «техническое обслуживание домофона», имея в виду конкретную компанию. Таким образом, другие компании по обслуживанию домофонов одним росчерком пера управляющих компаний оказываются вне игры. В прошлом году УФАС было рассмотрены три аналогичных дела в отношении ООО «ЖилСоцГарантия», ООО «Красноармейская Жилищная Компания», ООО «УК Кировская Жилищная Компания». Подобные дела имеют положительную судебную практику. Позиция антимонопольного управления судами всех инстанций признана законной. Судами подтверждается, что домофоны в рассмотренных делах не являлись общим имуществом многоквартирного дома. Но эта проблема и сегодня не теряет актуальности. В антимонопольное управление продолжают поступать заявления на действия других управляющих компаний.

Еще одна сфера, где традиционно каждый год фиксируется много жалоб на недобросовестную конкуренцию, – страховые компании (на конкурсах по отбору страховых компаний они незаконно занижают расчеты по страховым премиям). Но здесь есть и положительная тенденция. Как отметил Павел Мироненко, в 2012 году фактов недобросовестной конкуренции со стороны страховых компаний стало меньше.

Статистика УФАС по итогам прошлого года свидетельствует о снижении количества жалоб на нарушение конкуренции на 40%. Но, по мнению руководителя управления, это еще не доказывает, что подобного рода нарушений стало меньше. Не исключено, что заявители опасаются, что в ответ получат встречное заявление.

Руководитель регионального УФАС отмечает, что в 2012 году жители региона активно выражали свое недовольство содержанием рекламной информации. В целом количество нарушений законодательства о рекламе в регионе выросло на 70%.