Ни рубля мимо асфальта

Во время выступления на межрегиональной конференции «Единой России», которая прошла в Череповце, лидер партии, премьер-министр России Владимир Путин заявил, что одна из первоочередных задач в стране – удвоить объемы дорожного строительства.

Решить ее позволят воссозданные федеральный и региональный дорожные фонды. Премьер особо подчеркнул, что средства фондов могут быть направлены только на дорожное строительство. О том, что даст новшество Волгоградской области, нам рассказал вице-губернатор Волгоградской области Юрий Коваль.

– С начала 2012 года заработает региональный дорожный фонд. В чем принципиальное отличие этой системы финансирования дорожной отрасли от нынешней?

– Во-первых, дорожный фонд позволит значительно увеличить средства, которые будут направлены на строительство дорог. Если в этом году на строительство, ремонт и содержание дорог в областном бюджете запланировано 3,4 миллиарда рублей, то уже в следующем сумма увеличится почти вдвое. По нашим прогнозам, объем средств дорожного фонда составит порядка 6,4 миллиарда рублей. Во-вторых, эти деньги будут использоваться сугубо по целевому назначению – только на дорожное строительство. А в-третьих, с созданием регионального дорожного фонда появится возможность планировать работу отрасли на годы вперед. Ведь теперь мы будем четко знать, какие средства будут собраны в следующем году, через год, два. Плюс фонд даст возможность использовать переходящие средства.

– Но почему нельзя было заложить необходимую сумму в бюджете региона, как происходило до сих пор?

– Теоретически это возможно. Однако не секрет, что средства на дороги часто закладывались исходя из каких-то лоббистских соображений, в том числе и депутатов Государственной Думы, и руководства регионов. При этом отнюдь не во всех субъектах страны было четкое понимание, что дороги – это главное. Как следствие в одном регионе на дорожную отрасль могли заложить 3% от бюджета субъекта, в другом – 6%, в третьем – 9%. Теперь же, с созданием дорожного фонда, хочет руководство субъекта или нет, оно должно будет использовать собранные средства сугубо на дорожное строительство.

– Из каких источников будет формироваться дорожный фонд Волгоградской области?

– Основными источниками станут акцизы на топливо и ГСМ плюс транспортный налог. Есть еще ряд источников, например, использование дорожного имущества. Но они менее значительные.

– А средства из федерального дорожного фонда будут направляться?

– В принципе законом это предусмотрено. Однако на практике подобное пока не предполагается. Федеральные средства будут расходоваться на строительство, содержание и капремонт федеральных трасс. К слову, по территории Волгоградской области проходит 811 километров федеральных дорог. И их состояние отнюдь не безупречное. В частности, качество отдельных участков автодороги «Волгоград – Саратов – Сызрань» хуже, чем состояние многих дорог регионального значения. Поэтому объектов для федеральных вложений у нас более чем достаточно.

Недавно на встрече с заместителем министра транспорта России Олегом Белозеровым мы поднимали вопрос об увеличении финансирования расходов на федеральные трассы, которые проходят по территории области. Поддержку получили. И если в этом году из федерального бюджета на эти дороги направлен 1 миллиард 370 миллионов рублей, то в следующем году эта цифра может достичь 2,5 миллиарда рублей.

– Какие задачи позволит решить региональный дорожный фонд?

– Будут увеличены средства на содержание региональных дорог. В прошлом году эта сумма составляла порядка 800 миллионов рублей, в этом – 1 миллиард 300 миллионов рублей, а в следующем предполагаем увеличить ее до 1,5 миллиарда рублей.

Продолжится строительство мостового перехода через реку Ахтубу. Федеральные средства на это не предусмотрены. Однако мост находится в аварийном состоянии, проезд автомобилей массой свыше 18 тонн по нему запрещен. Поэтому мы считаем, что реконструкцию необходимо продолжать. В следующем году на нее будет направлено около 500 миллионов рублей.

Также готовится проектно-сметная документация строительства путепровода, который обеспечит беспрепятственный проезд через железнодорожные пути на участке трассы Волгоград – Каменск-Шахтинский в районе Нового Рогачика. В планах начать работы по строительству обхода Волгограда.

– Волгоград тоже получит поддержку?

– Да. Мы предполагаем выделить значительные средства на ряд объектов Волгограда. Порядка 200 миллионов рублей запланированы на строительство «прокола» на Тулака. Для ремонта дорожной сети областного центра на условиях софинансирования планируется выделить субсидии в размере 150 миллионов рублей. Плюс, как было обещано, мы готовы предоставить дополнительные средства на ремонт подъездов к дачным массивам в черте города.

– Но ведь дорожные фонды уже существовали в нашей стране. Однако десять лет назад эта система была ликвидирована, как говорили, во многом из-за непрозрачности использования средств. Где гарантия, что намеченные планы также не забуксуют?

– Непрозрачное использование денег может иметь место в любой финансовой структуре. Что касается регионального дорожного фонда, то я не думаю, что его создание приведет к каким-то непрозрачным схемам. Во всяком случае, у нас в области существует многоступенчатая система контроля за расходованием средств, которая не позволит допускать нарушений.