«No passaran!» в небе над Волгой

  • Франсиско во время войны в Испании провел более 100 воздушных боев
  • Ф. Мероньо за два года Великой Отечественной войны сбил семь фашистских самолетов
«Сталинградка» уже рассказывала о летчиках-испанцах, сражавшихся в дни Сталинградской битвы в рядах Красной Армии. Не секрет, что основным, если не главным источником сведений о них стала книга Франсиско МЕРОНЬО «И снова бой» (1977 год). Многие годы она была единственной, в которой рассказывалось о советских летчиках-испанцах. Главный «недостаток» книги в том, что автор рассказывал о своих боевых товарищах, а не о себе. Правда, в 2008 году вышли его мемуары «No passaran! Они не пройдут! Воспоминания испанского летчика-истребителя». Но она сразу же стала библиографической редкостью. Подробности биографии Франсиско Мероньо Пельсиера наш военный обозреватель Александр ФОЛИЕВ узнал у его дочери Долорес, живущей в Москве.

Испанский парень из рабочей семьи

Франсиско Мероньо родился в 1917 году в старинном городе Мурсия на юго-востоке Испании. Это была бедная многодетная рабочая семья. Рано осталсябез матери, был вынужден заниматься тяжелой работой и помогать отцу в воспитании своих младших сестер. Но сумел заочно окончить топографический институт в Севилье. 18 июля 1936 года в Испании вспыхивает франкистский мятеж. Надо было принимать решение, что делать и как дальше жить в стране, где началась гражданская война. Молодой Мероньо безо всяких документов едет в Мадрид и добирается до военного аэродрома Куатро Виентос.

Так начинается исполнение его желания стать авиатором.Юношеские мечты становятся явью: министерство авиации призывает собраться на аэродроме Лос Алкасарес всех тех, кто хотел бы научиться летать. В числе лучших он направляется в Советский Союз для обучения в летной школе в Кировабаде (современная Гянджа, Азербайджан). Учеба проходила с января по апрель 1937 года. В Испанию он вернулся летчикомистребителем.

Франсиско Мероньо провел в небе Испании более 100 воздушных боев, в которых сбил 20 вражеских самолетов. Закончил войну командиром 6-й эскадрильи Группы 21. В начале февраля 1939 года он был вынужден покинуть родину, через Пиренеи перешел во Францию, где оказался в концлагере. Позже вместе с группой других летчиков был освобожден и эмигрировал в СССР по линии Красного Креста.

Жил сначала в Москве, работал на автозаводе ЗИС, затем в Харькове, где тоже работал на заводе.

На фронтах Великой Отечественной

С началом Великой Отечественной войны Мероньо записался добровольцем в Красную Армию. Находился в группе специального назначения на Урале, где осваивал немецкие самолеты (Ju-88, Dornier Do 17 и другие). Предполагалось создание специальной разведывательной группы из испанских летчиков. Однако планы командования изменились, и всех испанцев направили на обучение в школу по подготовке партизан. Но благодаря своей настойчивости и помощи генерал-лейтенанта А. С. Осипенко (участника гражданской войны в Испании) летчики-испанцы добились перевода в истребительную авиацию.

С ноября 1941-го по июль 1942-го служил в составе 1-й истребительной авиационной бригады (в этот период там служили практически все испанские летчики), воевал на Як-7. В составе бригады участвовал в обороне Москвы. Защищал небо Сталинграда и Тулы, где летал в составе 1-й эскадрильи 960-го ИАП ПВО. Зимой 1943-го полк получил самолеты Ла-5. 23 февраля 1943 года ему был вручен именной самолет, построенный на средства, собранные комсомольцами и молодежью Тулы, с надписью на борту: «Эскадрилья им. Героя Советского Союза Александра Чекалина».

За два года войны он сбил семь немецких самолетов. Позже, летом 1943-го, вместе со своими товарищами, принял участие в боях на Курской дуге, но в самом начале этой операции Ф. Мероньо был сбит, получил тяжелое ранение. После нескольких операций и шести месяцев в госпиталях он был назначен инструктором в одну из летных школ, где и встретил окончание войны.

В мирные, но грозные годы

После войны Ф. Мероньо летал на санитарных самолетах Красного Креста и гражданской авиации. Испанских летчиков экстренно уволили из ВВС в 1948 году. Причиной этого стал побег летчика-испанца в Турцию на военном самолете. Сначала испанцам запретили летать, а потом досрочно уволили в запас. За одного отвечали все.

С конца 50-х годов до 64-го Франcиско работал на одном из авиазаводов диспетчером. С 1964-го по 1969-й находился в служебной командировке на Кубе. Работал в советском объединении «Авиаэкспорт» при посольстве СССР. После вернулся с семьей в Москву и ушел на пенсию – сказались старые фронтовые раны.

Трижды – в 1970-м, 1972-м и 1992-м он приезжал с семьей в Испанию и навещал испанских родственников. Они постоянно предлагали Франсиско вернуться на родину. Но он не вернулся – не хотел, чтобы его русская жена так же страдала по родине, как он в свое время.

В конце 1980-х годов, несмотря на то что Франсиско Мероньо жил за границей и служил в рядах республиканцев, испанское правительство официально присвоило ему звание полковника ВВС Испании. Это стало редчайшим признанием.

Он умер 17 июля 1995 года в Москве, но продолжает жить в своих книгах, в которых рассказывает о подвигах боевых товарищей и меньше всего – о себе.

DNG

Поделиться в соцсетях