Нормативы оказались убыточными

Муниципалитеты хотят избежать потерь в новых межбюджетных отношениях.Депутаты регионального заксобрания приняли изменения в закон «О межбюджетных отношениях в Волгоградской области». И если в значимости этого документа для социально-экономического развития их территории муниципалитеты не сомневаются, то законопроект «О нормативах финансовых затрат на оказание муниципальных услуг по вопросам местного значения муниципальных районов, городских округов», разработанный в развитие вышеназванного, вызвал много вопросов.

Обновленный закон «О межбюджетных отношениях в Волгоградской области" принципиально отличается от ныне действующего, говорит председатель комитета по бюджету, налогам и финансовой политике Владимир Попов.

– Он определяет, что межбюджетные отношения между областью и муниципалитетами рассчитываются по нормативам на каждую муниципальную услугу, которая будет оказываться населению, – поясняет депутат. – По такому принципу должны формироваться межбюджетные отношения на всех уровнях «федерация – субъект – муниципалитет», такую задачу перед федеральным правительством поставил глава государства.

Сегодня, говорит Попов, муниципальные территории не заинтересованы в расширении объема услуг, потому что у них при этом не увеличивается финансирование по межбюджетным отношениям. Новый подход позволит избежать нивелирования усилий муниципальных образований, заинтересует глав образований вкладывать средства в развитие территорий, наращивать объем услуг, будь то вновь построенный физкультурно-оздоровительный комплекс, амбулатория, детский сад, новая котельная.

В процессе работы над законом о межбюджетных отношениях региональный минфин представил в бюджетный думский комитет еще один, в развитие первого, законопроект «О нормативах финансовых затрат на оказание муниципальных услуг по вопросам местного значения муниципальных районов, городских округов». В документе уже детально прописаны расчеты и нормативы финансовых затрат для муниципальных образований на оказание услуг более чем по 10 сферам деятельности.

К примеру, согласно представленным расчетам, в сфере общего образования учитываются потребители муниципальных услуг – дети в возрасте от 7 до 17 лет. Норматив финансовых затрат для муниципальных районов и городских округов предлагается установить единый – 11300 рублей на 1 ребенка. Аналогично прописаны нормативы в сфере дошкольного образования, дополнительного образования, организации отдыха детей во время каникул, в сфере организации благоустройства территории, в сфере обслуживания автомобильным транспортом и др. Расчеты лягут в основу распределения средств из областной казны городским и районным бюджетам.

После принятия законопроекта в первом чтении главы трех крупных городских округов, а также нескольких муниципальных районов забили тревогу. По их мнению, предлагаемые проектом закона нормативы затрат на отраслевые учреждения не покрывают фактических расходов, которые несет муниципальное образование, и приведут к максимальному росту дефицита бюджета, а значит, к неизбежному сокращению целого ряда социальных объектов.

– В межбюджетных отношениях не учитывается особенность городской инфраструктуры, в которой в отличие, например, от сельских поселений, есть театры и дворцы культуры, парки, город тем самым обрекают на нехватку бюджетных средств, – заявила мэр Волжского Марина Афанасьева.

По информации Ассоциации «Совет муниципальных образований Волгоградской области», в случае принятия новых нормативов Волгоград может потерять до одного миллиарда рублей, Волжский примерно 300 млн рублей, а Камышин – 200.

– У нас созрело решение вывести эти три крупных городских округа в отдельную группу и предусмотреть для них поправочные коэффициенты или трансферты, которые бы позволили избежать таких потерь, – говорит исполнительный директор Ассоциации Александр Щербань. – Дело в том, что стоимость муниципальных услуг в городах действительно выше, потому что обслуживание инфраструктуры дороже. Сейчас мы подводим итоги собеседований с каждым муниципалитетом, разрабатываем документ с поправками, который внесем в областную думу ко второму чтению законопроекта.

Опасения городов имеют под собой основу, соглашается Владимир Попов. По словам депутата, в ближайшее время в областной думе также состоится совещание, посвященное этой теме с участием всех заинтересованных лиц.

– Я думаю, вместе мы найдем варианты, как сделать потери для муниципалитетов минимальными или исключить их совсем, – заявил Попов.

Поделиться в соцсетях